России истребители нужны сейчас как воздух для обороны от паразитов. Авиация россии Чем отличается миг от су

Конкуренция всегда стимулирует технический прогресс. В Советском Союзе, несмотря на плановость хозяйства и государственную монополию на средства производства, соревнование тоже имело место, правда, не во всех отраслях. КБ, разрабатывавшие оборонные системы, нещадно боролись за первенство и право называться лучшими. Примерами такой конкуренции могут служить лучшие перехватчики, поступившие на вооружение Советской Армии примерно в одно время, в 80-е годы, а именно МиГ-29 и Су-27. Фото самолетов наводит непосвященных в тонкости авиастроения граждан на мысль об их похожести. На самом деле они представляют разные классы истребителей. Су-27 - тяжелый перехватчик, а МиГ-29 - легкий. И в каком-то смысле каждый из них лучший.

История двух классов истребителей

Уже в пятидесятые годы возникло разделение перехватчиков на две категории. Одним из них в случае войны предстояло сражаться в маневренных воздушных боях, называемых пилотами «собачьими схватками» или «каруселями». В этой ситуации на успех могли рассчитывать небольшие истребители с малой массой и большой площадью крыла. Второй класс перехватчиков предназначался для уничтожения стратегических бомбардировщиков и ракет противника. Тут требовалась высокая скорость, максимальный потолок, мощное дальнобойное вооружение и эффективная бортовая РЛС. Тяжелые перехватчики захватывали цель и наносили по ней удар на дальних дистанциях. Создавались и принимались на вооружение они в странах, обладающих ядерным оружием и претендующих на региональное или глобальное лидерство.

Какой лучше - легкий или тяжелый?

Но все это не означало, что этим двум классам истребителей не придется встретиться в небе. Совсем напротив. К примеру, в небе Вьетнама сошлись два очень непохожих противника, легкий и маневренный МиГ-21 и тяжелый F-4 «Фантом», и пилоты каждого из них стремились реализовать конструктивные преимущества своего самолета в зависимости от ситуации.

Соотношение тяжелых и легких истребителей в арсенале ВВС ведущих стран обычно составляет 3 к 7. Бывает, что и 2 к 8, и даже 1 к 9. Но более дорогие и технологически сложные машины, то есть тяжелые перехватчики, составляют количественное меньшинство военного авиационного парка. Этому есть вполне логичное объяснение. Во-первых, большинство боевых задач не требуют избыточного технического превосходства. Во-вторых, на дешевый и эффективный самолет легче найти иностранного покупателя, чем на дорогой и сложный. Не все государства мира озабочены сдерживанием ядерной угрозы, а военный воздушный флот им нужен, иногда даже просто из статусных соображений, как Швейцарии, например. И не у всех стран оборонный бюджет позволяет приобретать дорогостоящие «игрушки», нуждающиеся к тому же в особом обучении пилотов и недешевом техобслуживании.

Учитывая, что не всем государствам нужен тяжелый перехватчик, и зная общую статистику, можно сделать заключение о том, что из каждых ста перехватчиков, летающих сейчас в земной атмосфере, девяносто три - легкие.

Даже беглое сравнение МиГ-29 и Су-27 приводит к выводу, что у микояновского истребителя экспортный потенциал выше, чем у «Сухого».

Наша вечная борьба хорошего с еще лучшим

В конце 70-х годов два советских авиационных КБ боролись за то, чтобы их истребители получили оборонный заказ. У каждого из них были свои преимущества и, конечно же, недостатки. В пользу Су-27 говорили его лучшие летные характеристики, мощная бортовая РЛС и большая полезная нагрузка. МиГ-29 отличался меньшей стоимостью, неприхотливостью, способностью взлетать и садится на малоподготовленных аэродромах, имея при этом также очень неплохие ЛТХ. Логично было бы запустить в серию оба самолета, отдав количественное преимущество микояновцам, но советское Министерство обороны решило строить больше «Сухих». Сравнение МиГ-29 и Су-27 производилось по формальным признакам, без учета практического опыта применения машин различных классов. Генеральный конструктор Михаил Петрович Симонов сумел убедить руководство МО СССР в безусловном превосходстве своего самолета.

Затем случилась всеобщая перестройка, и денег в государственной казне стало меньше, что вынудило правительство существенно урезать оборонные расходы. МиГ отошел на второй план, в 90-е программа получала вдвое меньшее финансирование, чем Су. Микояновцам нужно было что-то предпринимать для спасения своего детища от полного забвения.

Бой над Липецком

На показательном учебном бою настояло руководство КБ «Миг» в лице Генерального конструктора Р. А. Белякова. М. П. Симонов возражал, утверждая, что и так все ясно, «Сухой» лучше, и все. Но микояновцев поддержал С. Асканов, руководивший боевого применения авиации, и бои состоялись. К досаде Симонова, сравнение МиГ-29 и Су-27 показало на практике явную недооценку конкурирующей машины. В восьми схватках из десяти победу одержал 29-й, причем на всех дистанциях. Мощный локатор «Сухого» не давал преимуществ по причине меньших геометрических размеров МиГа. Симонову удалось убедить руководство ввести односторонние ограничительные условия для соперника, уменьшив для него допустимый угол атаки. Результаты для Су-27 стали лучшими, но уйти от настойчивых и успешных попыток сесть ему на хвост удавалось далеко не всегда. Сравнение Су-27 и МиГ-29 было объявлено не совсем корректным по причине лучшей летной подготовки пилота первого. Так этот эксперимент и не привел ни к каким принципиальным решениям.

Война в Африке

Как и следовало ожидать, МиГ-29 нашел зарубежных покупателей. Он попал в ряды ВВС Ирака, Индии, Эфиопии, Югославии и еще очень многих стран, которым довелось опробовать его в деле. в мире менялась стремительно, и порой один и тот же тип самолета оказывался на вооружении противоборствующих сторон. После отсоединения Эритреи от Эфиопии между двумя странами возник конфликт на территориальной почве. Тогда же, в 1999 году, и пришлось сразиться Су-27 против МиГ-29. Известно о трех воздушных боях, произошедших 21, 25 и 26 февраля и окончившихся победой эфиопских летчиков, сбивших три эритрейских МиГа (один засчитан не был, однако, получив повреждения, на базу, по данным разведки, не вернулся).

Причины поражения эритрейских летчиков

Можно было бы сделать вывод о полном превосходстве Су-27, если бы не два существенных обстоятельства. В двух случаях ведомые эритрейских пар после пусков ракет эфиопскими самолетами развернулись и предпочли спасаться бегством. И во всех трех эпизодах победителей отделяли от гибели считанные секунды. Эфиопы, обученные в советских летных училищах и имевшие лучшую квалификацию, смогли реализовать конструктивные преимущества своих перехватчиков в большей степени, чем эритрейские пилоты. К тому же они оказались и более смелыми. Трудно судить, насколько объективным оказалось практическое боевое сравнение МиГ-29 и Су-27. Характеристики самолетов не всегда напрямую влияют на результат, в истории нередки случаи, когда хорошо вооруженный враг терпит поражение от отважного противника.

Немцы

Летчики ВВС Германии имели возможность убедиться в высоком качестве советских самолетов не только во время Великой Отечественной войны, но и после 1989 года. Они привыкли к пилотированию очень неплохих машин, стоящих на вооружении стран НАТО (F/A-18A, F-16A, «Торнадо» и др.), с характеристиками, соответствующими уровню Су-27. МиГ-29 после объединения ФРГ и ГДР был принят на вооружение Люфтваффе. Немецкие летчики пришли в полный восторг от его управляемости, маневренности, эргономичности кабины и других качеств, делающий самолет пилотским любимцем. Они и сейчас находятся в составе ВВС бундесреспублики. Вполне возможно, что и другие типы наших перехватчиков получили бы высокую оценку специалистов НАТО, но исторические реалии не дали им возможности произвести сравнение МиГ-29 и Су-27. Фото с на плоскостях и фюзеляже олицетворяют курьезную противоречивость современности.

Объективные параметры

Масштабных столкновений между армиями, имеющими на вооружении исключительно советскую и российскую технику, пока что не случилось, и это хорошо. Следовательно, объективной статистики, позволяющей судить о превосходстве той или иной модели самолета, нет. Ничего, сравнение Су-27 и МиГ-29 можно произвести, пользуясь доступными летно-техническими характеристиками двух перехватчиков. Основные параметры двух самолетов приведены в таблице.

ПОКАЗАТЕЛЬ МиГ-29 Су-27
Скорость, км/ч 2450 2500
Скороподъемность, м/сек 330 300
Радиус боевого применения, км 2100 3900
Тяга, кГс 2х5100 2х12500
Потолок, м 17000 18500
Масса снаряженного самолета, кг 15240 23000
3000 8000
Длина, м 17,32 21,9
Размах крыла, м 11,36 14,7
Высота, м 4,73 5,93
Площадь крыла, кв. м 38 62

По массовым скорости, радиусу боевого применения и потолку преимущество имеет Су-27. Сравнение МиГ-29 с эти самолетом в плане скороподъемности выявляет превосходство более легкого перехватчика в ближнем маневренном бою. Оба образца построены по двухмоторной схеме, что говорит об их высокой живучести и надежности.

Кабины

Есть еще один важный момент, по которому следует произвести сравнение МиГ-29 и Су-27. Фото пилотских кабин выявляет почти полную их идентичность. Несмотря на жесткую конкуренцию между конструкторскими бюро, инженеры-разработчики смогли найти общий язык в интересах отечественной боевой авиации. Подготовка пилотов может производиться успешнее, а переобучение сведется к усвоению особенностей поведения летательного аппарата в критических режимах. Сходство расположения органов управления и контроля положительно сказывается и на экспортной привлекательности обоих типов самолетов.

Дальнейшее развитие

В настоящее время сравнение МиГ-29 и Су-27 уже не имеет большого смысла. На смену этим самолетам приходят их модификации, в том числе и глубокие переработанные версии, имеющие свои собственные обозначения. Следующим шагом по усовершенствованию платформы МиГ-29 стал МиГ-33 (или МиГ-29М), отличающийся обновленной аэродинамикой, увеличенным топливным баком и системой управления HOTAS. Еще более современная модификация - МиГ-35.

КБ Сухого тоже не стоит на месте. Су-34 и Су-35 представили дальнейшее развитие платформы Т-10, родоначальником которой стал Су-27. Сравнивать предстоит результаты этих масштабных работ.

МиГ-35 и Су-35C – это новые усовершенствованные модели истребителей МиГ-29 и Су-27. Раньше в Вооруженных силах СССР чаще использовали МиГ. Этот истребитель отличался небольшим весом и хорошей маневренностью. Он считался легким фронтовым истребителем. Несмотря на схожесть этих двух летательных аппаратов, есть кардинальные отличия самолетов МиГ и Су.

Самолет МиГ и самолет Су имеют схожие, но все же разные характеристики. Какой самолет больше МиГ или Су? Длина первого составляет 17,3 м (подразумеваются модели МиГ-35 и Су-35). Длина второго – 21,9 м. Размах крыла МиГ-35 составляет 12 м, а Су-35 – 14,75 м. Также эти самолеты имеют различную площадь крыла. У МиГ площадь крыла 38м 2 , а у Су этот показатель составляет 62м 2 . Вес пустого истребителя в первом случае 11 т, во втором – 19,5 т. Взлетная масса МиГ составляет 29,7 т, а самолета Су-35 – 34,5 т. Масса топлива: МиГ – 5,83 т, Су – 11,5 т.

Боевая нагрузка первого истребителя – 7 т, а второго – 8 т. Количество узлов подвески у МиГ – 9, а у Су – 12. Эти самолеты на небольшой высоте могут развивать скорость до 1500 км/ч (МиГ) и до 1400 км/ч (Су). На большой высоте они способны лететь со скоростью 2700 км/ч и 2500 км/ч соответственно. Максимальная высота полета для первого истребителя составляет 17,5 км, а для второго – 20 км. Скороподъемность МиГ равна 330 м/с. У самолетов Су аналогичный показатель равен 280 м/с.

Самолет МиГ-29

Функциональные различия и сходства

Кардинальных различий в функционале этих двух воздушных судов нет. Есть главное отличие моделей «35» от их предшественников, которое заключается в том, что новые самолеты являются многоцелевыми. Использование двух схожих истребителей позволяет придать дополнительную тактическую гибкость Вооруженным силам.

Ответить однозначно на вопрос, какой самолет лучше: МиГ-35 или Су 35, нельзя. Это все-таки разные летательные аппараты, которые предназначены для выполнения конкретных задач. МиГ – легкий фронтовой истребитель, который предназначен для того, чтобы завоевывать превосходство в воздухе, а также для того, чтобы уничтожать самолеты противника, которые наносят удары по объектам фронтовой зоны. «Су» относится к категории тяжелых истребителей. Это самолет оперативного сопровождения. Поскольку каждый из этих истребителей справляется с разными задачами, на вооружении страны они должны присутствовать вместе.

МиГ-35

Изначально этот истребитель разрабатывался как новая модель пятого поколения. Однако вследствие распада СССР развитие этой программы разработок сильно замедлилось. Вскоре проект был закрыт. С тех пор обозначение «35» стали присваивать всем новым модификациям модели «29». Начали появляться самолеты МиГ-29, в названии которых в скобках указывали «35». Окончательно название «35» было присвоено самолету, который принял участие в тендере Вооруженных сил Индии. Эта программа предполагала закупку более 125 истребителей данной модификации. Но тендер так и не был выигран.

Возникает вопрос: зачем ВКС РФ нужен еще один похожий истребитель? МиГ-35 – это выгодное предложение для стран , которым необходимо приобрести модель поколения 4++, но по более низкой цене, чем аналогичные истребители, которые производят на Западе. Это самый доступный самолет данного поколения на мировом рынке. Таким образом, разработка этой модификации стала отличной попыткой «расшевелить» потенциальных покупателей. Самолеты Су успешно продаются с момента разработки модели Су-27 . На данном этапе все, кто мог позволить себе закупить эти самолеты, уже сделали это. Чтобы продажи не прекратились, понадобился новый продукт, но со схожими характеристиками.

Презентация этого истребителя состоялась только в начале этого года. По сравнению с предыдущей моделью «29», новый истребитель имеет несколько отличий. Он способен выдерживать большую боевую нагрузку. Также разработчики увеличили запас топлива. Предусмотрена качественная антикоррозийная защита и трехканальная ЭДСУ с 4-кратным резервированием. Также данная модификация самолета оснащена новой системой управления двигателем. Разработчики увеличили возможности для автономного базирования. В частности, они оснастили истребитель кислорододобывающей станцией.

Самолет Су-27

Су-35 и его особенности

Сравнение самолетов МиГ и Су имеет место быть, но все же лучше сравнивать новую модификацию с предыдущей моделью, чтобы оценить преимущества первой. Несмотря на то что новая модель Су относится к четвертому поколению, она соответствует многим требованиям, которые выдвигаются к истребителям пятого поколения. Сборка этой версии истребителя была впервые осуществлена почти 10 лет назад. За все это время было выпущено 48 таких самолетов. Эксперты называли этот самолет самым опасным вооружением РФ. Они объясняли опасность дальним радиусом действия и возможности пуска ракет на сверхзвуковой скорости. По сравнению с предшествующей моделью «27», у этого самолета усилен планер. Также они отличаются конструктивно. У новой модификации отсутствует переднее горизонтальное оперение.

Этот самолет оснащен передовой информационно-управляющей системой и новыми двигателями. Двигатели, установленные в этой модели истребителя, соответствуют требованиям и нормам, которые выдвигаются для истребителей пятого поколения. В частности, они позволяют развивать сверхзвуковую скорость без применения форсажа. Для этого используется электронно-механическая система управления. У новой модели Су увеличен ресурс до 6000 летных часов.

Таким образом, преимущества усовершенствованных моделей этих самолетов очевидны. Что касается сравнения их между собой, то дать однозначную оценку невозможно. Каждый из рассматриваемых летательных аппаратов справляется с определенными задачами, и они не способны заменить друг друга.

Вконтакте

ВВС России обладают замечательными машинами для завоевания господства в воздухе: легким МиГ-29, нестареющим МиГ-31, всепобеждающим Су-27 со множеством модификаций и самолетом будущего Т-50. Мы расскажем об особенностях каждого.

МиГ-31

Из ныне стоящих на вооружении ВВС России истребителей самый большой стаж у перехватчика МиГ-31. Он создавался в 70-е годы прошлого века на основе истребителя МиГ-25, построенного в 60-е. Дизайн самолета прямиком из развитого социализма: рубленые грани, огромные воздухозаборники и сопла размером с кабину лифта.

Однако не стоит судить по внешности. Как пожилой чемпион по боксу может запросто накидать своре молодых и дерзких, так и МиГ по многим показателям по-прежнему впереди планеты всей. Эти самолеты знают все пилоты НАТО и если на перехват поднялся Foxhound (так самолет зовут в альянсе) - с ним не шутят.

Под острым носом скрывается фазированная антенная решетка системы "Заслон" - из-за ее выдающихся способностей МиГ-31 прозвали "летающей РЛС". Современная модификация перехватчика способна обнаруживать 24 цели на дистанции до 320 километров и одновременно обстреливать 8 из них. Информацией о целях перехватчик в автоматическом режиме обменивается с российским "аваксом", самолетом дальнего обнаружения А-50. Четыре Миг-31 способны контролировать фронт протяженностью 800 километров.

Интересна конструкция основных стоек шасси: их передние колеса смещены к центру самолета, чтобы снизить давление на грунт при работе с полярных аэродромов.

МиГ-29

Легкие одноместные истребители МиГ-29 можно видеть на выступлениях пилотажных групп - на них летают, например, "Стрижи". Современные обтекаемые формы, двигатели спрятаны под планер, обилие точек подвески вооружения под крыльями: самолет задумывался для прикрытия сухопутных операций и должен был нести большой арсенал.

Сейчас истребительные авиаполки переходят на модификацию МиГ-29СМТ. От первоначального варианта она отличается современной электроникой, штангой для дозаправки в воздухе и дополнительным топливным баком за кабиной - из-за этого горба истребитель стал похож на сытого карася.

Благодаря большему запасу топлива МиГ-29СМТ получил возможность совершать продолжительные полеты. Его предшественника летчики называли "самолетом ближнего привода" - в смысле, вокруг аэродрома облететь.

Как тиранозавр в мезозое, самолет Сухого - абсолютный господин в небе. Он создавался одновременно с МиГ-29 как тяжелый истребитель завоевания господства в воздухе. Мощная система обнаружения и сопровождения целей, хорошая защита от вражеских ракет, 10 точек подвески собственного оружия позволяют самолету вести одиночный глубинный поиск противника.

Внешне Су-27 отличается от МиГа большими размерами, выступающими вперед законцовками крыльев и развитой хвостовой балкой, в которой размещаются тормозные парашюты. Кроме того на многих версиях истребителя есть переднее горизонтальное оперение.для улучшения устойчивости в полете.

Палубная модификация (Су-33) имеет складывающиеся крылья и тормозной крюк. Созданный на основе учебной "спарки" Су-30 - двухместный истребитель наведения и целеуказания, - стал первым в мире самолетом, обладающим сверхманевренностью. Сопла его двигателей могут отклоняться на 16 градусов в любом направлении и на 20 в плоскости.

Выдающиеся пилотажные характеристики Су-27 регулярно демонстрируются на показательных полетах. В частности, истребитель впервые выполнил фигуру высшего пилотажа "Кобра". Она получила имя в честь Заслуженного летчика-испытателя СССР Виктора Пугачева, продемонстрировавшего "Кобру" на авиасалоне Ле Бурже в 1989 году. Однако автором фигуры является Герой Советского Союза Игорь Волк, непроизвольно выполнивший ее в Жуковском при отработке выведения Су-27 из штопора.

Самый узнаваемый из современных российских истребителей - Т-50 (ПАК ФА). Правда, пока его можно увидеть нечасто, но с 2015 года самолет начнет производиться серийно и поступать в войска.

Широкий и плоский фюзеляж "самолета будущего" напоминает гоночный автомобиль. Двигатели еще более разнесены в стороны, небольшие вертикальные кили развалены на 26 градусов, в широком днище два ряда отсеков для вооружения. Т-50 может нести оружие и на внешней подвеске, но в ущерб незаметности.

Ради невидимости в тело ПАК ФА упрятаны штанга для дозаправки в воздухе и пушка. Даже сопла - поворотные, как у Су-30, - при прохождении зоны ПВО из круглых будут становиться плоскими, чтобы спрятать от радаров и инфракрасных датчиков массивные раскаленные турбины.

Американские аналитики считают, что советские истребители лучше. Наши эксперты более осторожны в оценках

Истребители четвертого поколения МиГ-29 и Су-27, разработанные еще в Советском союзе, превосходят по техническим показателям новейший американский истребитель пятого поколения F-35. Такие данные приводит фонд из США "Система национальной безопасности" (National Security Network). Российские эксперты более осторожны в оценках и считают, что боевые характеристики самолетов можно сравнить только в реальных условиях, к примеру в учебном бою. Сравнение же тактико-технических характеристик этих машин и проведение боев на симуляторах не дает полной картины слабых и сильных сторон обеих машин.

В августовской публикации организации National Security Network появился доклад американского аналитика Билла Френч, под названием "Гром без молнии: высокая стоимость и ограниченная выгода программы разработки F-35". Основные выводы этого документа — по техническим показателям F-35 "проигрывает уже задействованным истребителям четвертого поколения МиГ-29 и Су-27, разработанным в (на самом деле в СССР) и используемым ВВС во всем мире".

По мнению автора, F-35 значительно уступает Су-27 и МиГ-29 в нагрузке на крыло (исключение — F35C), околозвукового ускорения и тяговооруженности (отношению тяги к весу воздушного судна). Кроме того, добавляет он, все модели F-35 обладают значительно более низкими по сравнению с разработанными в СССР самолетами максимальными скоростями.

Автор отмечает, что моделирование воздушного боя рисует еще более мрачную картину. Так, в 2009 году аналитики ВВС США и компании Lockheed Martin, которая занимается разработкой нового американского истребителя, отметили, что несмотря на превосходство F-35 в стелс-технологиях и бортовой электроники, по сравнению с Су-27 и МиГ-29 можно ожидать соотношения потерь 3:1. То есть на каждый уничтоженный Су-27 или МиГ-29 придется три уничтоженных F-35.

Френч также сравнил F-35 с уже эксплуатируемыми американскими самолетами и отметил, что он "лишь немногим лучше" истребителей F-16, F-18, а также самолетов "Харриер-2", на смену которым он должен прийти.

Российские эксперты в целом согласны с выводами, изложенными в докладе однако считают, что эти данные могут содержать ошибки.

Ведь выводы, основанные основанные на использовании тренажеров, и простое сравнение тактико-технических характеристик часто бывают ошибочными. Воздушных боев между российскими и американскими самолетами в реальной жизни за последние десятилетия не происходило, а сравнить их боевые качества может только учебный бой.

Совершенно очевидно что мы на момент распада Советского союза создали наверное самые современные самолеты четвертого поколения Су-27, Миг-29, Су-30 и в течение 90-х годов довели их практически до совершенства, рассказал «МК» военный эксперт директор центра анализа стратегий и технологий. - Однако справедливости ради необходимо заметить, что самолет это не вещь в себе это не одинокий охотник, а боевой комплекс завязанный на землю, на возможность нанесения ударов с помощью высокоточного оружия с космическим наведением, со стелс-технологиями. И в этом у нас пока конечно проблемы. Американцы в этом аспекте пока занимают лидирующие позиции. Мир не стоит на месте и если мы не будем развивать самолеты следующего поколения, то свои позиции в мире мы быстро потеряем. Наши самолеты (Су-27, Миг-29, Су-35) сейчас являются достойным соперником американским истребителям и по многим параметрам их превосходят, но смогут ли те самолеты, которые придут им на смену «бросить вызов» американским Ф-35 и Ф-22, покажет только время.

Информация о превосходстве российских истребителей над американскими появлялась неоднократно. К примеру в прошлом году журнал National Interest писал, что новый истребитель пятого поколения «Сухой» Т-50 ПАК ФА - это серьёзный вызов американским аналогам F-22 Raptor и F-35.

В материале говорится, что в некоторых аспектах российский самолёт даже превосходит американские истребители., например, в манёвренности и в плане аэродинамической конструкции.

Военные эксперты отметили, что Т-50 скорее предназначен для завоевания господства в воздухе, как F-22, чем для роли многоцелевого истребителя, как F-35. Он должен летать высоко и быстро, чтобы придать максимум энергии при запуске дальнобойных ракет «воздух-воздух», комментирует обозреватель. Российский истребитель, как ожидается, сможет лететь на сверхзвуковой скорости в течение долгого времени.

В отличие от американских истребителей пятого поколения,Т-50 ПАК ФА делает упор не на «невидимости», а на манёвренности.

Однако есть и прямо противоположное мнение. К примеру американский военно-информационный портал Strategypage, в 2005 году опубликовал результаты исследования ныне расформированного британского Агентства военных исследований и оценок. В ходе анализа эксперты попытались установить, сколько Су-35 (глубоко модернизированная версия истребителя Су-27 поколения 4++), будет уничтожено в ходе воздушного боя с некоторыми западными самолетами, включая проектируемый (на тот момент) американский истребитель пятого поколения F-22. В ходе анализа на авиационные симуляторах, имитирующие тактико-технические характеристики машин, выяснилось что на один сбитый американский истребитель придется более десяти Су-35.


В Советском Союзе всегда была конкуренция между фирмами-разработчиками систем вооружений. И проявлялась она в авиационных конкурсах. Не стали исключением и работы по созданию самолетов четвертого поколения. Несмотря на то, что разработки известных Су-27 и МиГ-29 в конечном итоге разделились на две программы — тяжелый и легкий истребитель, вероятность того, что будет принят всего один тип летательного аппарата, оставалась до самого начала серийного производства. Не стоит забывать и о том, что даже после запуска в серию объем заказа, зависящий от текущих взглядов военных, мог существенно измениться. Ну, а с приходом Горбачева и уничтожением СССР стали влиять еще экономические и политические факторы. В итоге явным фаворитом стал Су-27, а МиГ-29 за последние два десятка лет практически ушел в небытие. Но действительно ли Су-27 настолько превосходил МиГ-29 и действительно ли можно обойтись только тяжелыми истребителями? Вопрос этот актуален и сейчас, так как, в отличие от США, Россия сегодня разрабатывает только тяжелую машину, продолжая двигаться по пути, принятому исключительно на субъективной основе.

Сложные и дорогие машины имеют зачастую избыточные данные для основного спектра боевых задач, в результате чего их выполнение напоминает забивание микроскопом гвоздей. Именно поэтому в свое время в США и была принята концепция двух истребителей: тяжелого и легкого. И pаспpеделение истребительного парка строилось таким обpазом, что 80 % должны составлять легкие самолеты, а 20% — тяжелые. Это соотношение, конечно, может незначительно колебаться: 90 на 10 или 30 на 70 пpоцентов, но в любом слyчае, паpк легких истpебителей должен составлять не менее 70 пpоцентов. И к этому соотношению в США и в СССР пришли после длительных исследований и анализа боевого применения истребителей в различных конфликтах и во время учений. Авиапарк из двух типов машин это основа мощи военно-воздyшных сил любой кpyпной стpаны. При этом следует отметить, что парком тяжелых машин обладают только те государства, которые претендуют на ведущую роль как минимум в своем регионе. Это США, Россия, Китай, Индия, Саудовская Аравия, Иран, Япония. Мировой парк тяжелых машин, составляет порядка 1000 машин. В то же время парк легких истребителей около 14 000 машин. Т.е. доля тяжелых машин в мире всего 7%.


Конечно, строительство тяжелых истpебителей опpавдано, однако делать на них основную ставкy в коpне непpавильно. Hyжен оптимальный баланс. И делать перекос в сторону тяжелых истребителей было бы неправильно — это глyбокая ошибка и в экономическом плане, и в плане эффективности. Но именно это и было сделано в нашей стране в 90-е годы прошлого века. С этой подачи МиГ-29 стал официальным пасынком в нашей стране.

Создателем Су-27 был Михаил Петрович Симонов, именно он из первого Т-10, проигрывающего F-15-му, создал самолет-легенду. Конструктор от бога, он был и энергичным талантливым организатором. И к сожалению, его оpганизатоpская деятельность была сконцентpиpована как pаз на том, чтобы пеpевеpнyть концепцию соотношения тяжелых и легких истpебителей с ног на головy. Концепцию тогда подводили под Су-27, а не истребитель под концепцию Симонов не растерялся в 90-е годы и продолжал лоббировать свою машину, когда не обладавший никогда подобной энергичностью Р.А. Беляков (генеральный конструктор ОКБ имени А. И. Микояна), судя по всему, полностью потерялся в новых экономических и политических реалиях. Таким образом, в период активного лоббирования Су-27 Ростислав Аполлосович этому любби ничего не противопоставлял. И это было первой ошибкой генерального. Естественно, МиГи были задвинуты в тень «сухих».

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, шеф-пилот ОКБ им. Микояна Валерий Евгеньевич Меницкий вспоминал: «Как-то пpишел к Олегy Hиколаевичy Сосковцy, бывшемy тогда пеpвым вице-пpемьеpом. Интеpесным было начало нашего pазговоpа. Он говоpит: « А что, собственно, это такое — МиГ? Я такого самолета и не знаю, вот Сy есть, а МиГов нет». И yлыбается. Понятно, он это сказал в шyткy, но в этой шyтке была доля пpавды, потомy что и в пpавительстве, и в Министеpстве обоpоны все говоpили только о самолетах Сy. Излишне говоpить, что пpимеpно две тpети бюджета были напpавлены на фиpмy Сyхого.

А имел ли вообще право на существование легкий истребитель в эпоху повсеместной экономии на оборону? Мог ли он решать задачи и не уступал ли Су-27 в разы? Представители ОКБ Микояна не сомневались, что МиГ-29 лучший в своем классе, более того они были уверены, что по многим показателям он даже превосходит тяжелый Су-27. Решить вопpос, какой самолет имеет пpеимyщества — МиГ-29 или Сy-27, можно было очень пpосто: в yчебном воздyшном бою. Кроме того подобный бой позволил бы смоделиpовать действия своего смешанного авиапарка пpотив yсловного пpотивника. Выработать тактикy действий как пpотив одиночного тяжелого истpебителя, так и пpотив "связки" F-15 — F-16. Именно микояновцы выступили инициаторами подобного учебного боя. И многие военные и гpажданские инститyты ЦHИИ-30, ГHИКИ, ЛИИ, ЦАГИ, HИАС эту идею поддержали. Единственным пpотивником выстyпил Михаил Петpович Симонов. По его мнению, такие воздyшные бои не имели смысла, потомy что якобы и без них было ясно, что Сy-27 значительно лyчше МиГ-29. В частности, сyховцы yтвеpждали, что их самолет обладает более высокими летными качествами. Действительно, на меньших скоpостях (500-550 км/час) Сy-27 имел небольшое пpеимyщество, но зато на скоpостях свыше 550 км/час — а это основной реальный боевой диапазон — наш самолет выглядел значительно сильнее. Еще одним пpеимyществом Сy-27 считался его мощный локатоp. Hо оценивать локатоp только по его мощности может только дилетант. Мощность сама по себе в бою значит не очень много, так как дальность обнаpyжения и дальность захвата цели и ее сопpовождение зависят не столько от мощности локатоpа, сколько от pазмеpов цели, то есть ее отpажающей повеpхности. А Сy-27, междy пpочим, в 1,5 pаза больше МиГ-29.



Никто не хотел идти напеpекоp мнению Симонова, поэтому казалось, что идее этих воздyшных боев так и не сyждено осyществиться. Однако нашелся человек, способный договориться с Симоновым, это был начальник Центpа боевого пpименения в Липецке Сyламбек Асканов. И бои были пpоведены. Более сотни боев показали, что в 80 пpоцентах пpеимyщество было на стоpоне МиГ-29. Пpичем МиГ выигpывал и ближние, и сpедние, и даже дальние маневpенные бои, котоpые заведомо считались "коньком" Сy-27. Как и пpедполагали микояновцы, на пеpвый план выстyпила не мощность его локатоpа, а pазмеpность нашего "двадцать девятого". Этот pезyльтат стал оглyшительным для многих, и его пpедпочитали не афишиpовать. С наyчно-методической точки зpения эти экспеpименты были пpоведены достаточно коppектно, и сомневаться в достовеpности их pезyльтатов не было никаких оснований.

Однако yстpоить Симонова такой pезyльтат никак не мог. Михаил Петpович сpочно пpилетел в Липецк. Благодаря его деятельности пpидyмали опpеделенные огpаничения для МиГ-29. Эти ограничения не позволяли емy выходить на pежим допyстимых yглов, котоpые сознательно yменьшили обосновывая это недостаточной боковой yпpавляемостью. Естественно, это ограничения были некоppектными и надyманными. Все самолеты того времени не обладали требуемым ypовнем боковой yпpавляемости для подобных yглов атаки. Но, как бы то ни было, эти ограничения для МиГ-29 пpиняли. Новые бои провели уже с ними. О какой чистоте эксперимента можно было говорить, когда летчиков МиГа поставили в заведомо неравные условия? Во-пеpвых, огpаничения накладывались только на один самолет, во-втоpых, отслеживать запpещенный yгол атаки, любое пpевышение котоpого каpалось как бы пpедпосылкой к сваливанию, летчик должен был визyально, "на глазок", что в бою вообще непpиемлемо. При таком раскладе преимущество уже было у Су-27. Летчик Центpа А.Хаpчевский так прокоментировал результаты боя: «Сейчас каpтина немного лyчше. Hаконец-то стало пpоявляться пpеимyщество Сy-27».

Далее провели воздушный бой спарки МиГ-29 и Су-27. Управлял спаркой шеф-пилот ОКБ им. Микояна Валерий Евгеньевич Меницкий. Вот как он описывает бой: «Пеpвые полтоpы минyты боя мы двигались по тpаектоpии, выходя в нyжное для атаки место всеми возможными способами. Hам довольно быстpо yдалось создать себе пpеимyщество для выхода на атакy цели, мы сели на "хвост" Сy-27 и весь остаток боя пpовели не слезая с него. Hадо отдать должное летчикy Сy-27, пилотиpовал он хоpошо, но бой все pавно выигpали мы. Пpавда, Харчевский пытался меня yбедить в том, что летчик был выбpан неyдачно и что если бой пpоведет он сам, pезyльтат бyдет иным. Hо в том-то и дело, что pезyльтат экспеpимента не должен находиться в зависимости от квалификации летчика».

Второй ошибкой Ростислава Аполлосовича Белякова в те годы было то, что он не хотел воплощать в металле следующую модификацию- МиГ-29МЗ. Это была машина pазмеpности МиГ-29, но при этом способная выполнять задачи с pадиyсом действия большим, чем y Сy-27 с дальностью поpядка около 4000 км, обоpyдованный дозапpавкой в воздyхе. Кроме того, она являлась полноценным многофункциональным истребителем, способным «работать по земле» сложных метеоyсловиях днем и ночью. Беляков опасался, что этот аппаpат "пеpекpоет кислоpод" главной его разработке — истpебителю МФИ. МиГ-29МЗ пpедставлял собой модеpнизацию МиГ-29М — сваpная констpyкция из алюминиево-литиевого сплава была по площади на 10 пpоцентов больше, чем y МиГ-29, плюс добавлялось пеpеднее yпpавляемое гоpизонтальное опеpение. Этот многоцелевой истpебитель был пpедназначен для завоевания пpевосходства в воздyхе и для pаботы по наземным точечным целям.


МиГ-29М3

Третья ошибка Белякова — человеческая, он не умел выстраивать отношения с pyководством ВВС и министеpств обоpоны и авиационной пpомышленности. Своими знаниями он заметно выделялся сpеди генеpальных констpyктоpов, но емy не хватало гибкости в отношениях с людьми. Он мог, напpимеp, откpыто, пpи большом стечении наpода, высказать весьма нелестные кpитические замечания военным, что, конечно, не могло им нpавиться, посколькy автоpитета кpитикyемомy эти замечания не добавляли.

Все это сказалось на программе МиГ-29. Именно поэтому и только поэтому он не обрел известность, равную известности Су-27. И именно поэтому программа развития МиГ-29 на долгие годы «забуксовала». Но итоги уходящего года дают надежду, что МиГ-29 в последнем своем воплощении (МиГ-35) займет подобающее ему место в ВВС России и ВВС дружественных нам стран. Кроме того, хочется надеяться, что и разработка единого истребителя пятого поколения имеет под собой разумную основу, либо имеется перспектива разработки подобно американцам еще и легкого истребителя.

Статьи по теме