Создание профсоюза тк рф. IX

Конституцией РФ установлено право граждан на объединение и даны гарантии свободы профсоюзов, выполняющих представительскую и защитную функции. Поэтому создание профсоюза не зависит от воли и желания работодателя и может произойти в любой момент. Но, может быть, имеет смысл найти общие интересы и отнестись к профсоюзу как к равноправному партнеру? Ведь взаимодействие в рамках социального партнерства даже выгодно работодателю.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах) профсоюзом называется добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Право человека создавать профсоюзы и вступать в них является одним из фундаментальных и закреплено как международными нормами, так и российским законодательством. Более того, законы предписывают формировать нормальные условия для работы профессиональных союзов. Общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся создания профсоюзов, отражены в ст. 30 Конституции РФ: каждый имеет право на объединение, но никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

На эти конституционные нормы и опирается Закон о профсоюзах. Он устанавливает правовые основы создания и деятельности профсоюзов, регулирует их отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами. Кроме того, деятельность профсоюзов регулируется Федеральными законами от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон "Об общественных объединениях"), от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (профсоюз является некоммерческой организацией, созданной в форме общественного объединения), а также нормами ТК РФ.

Как создать профсоюз?

Для создания в строительной компании первичной профсоюзной организации (далее - ППО) формально достаточно всего семи человек: не менее трех членов профкома, до трех членов ревкомиссии, один из которых - ревизор, и "рядовых" членов профсоюза.

Закон напрямую не регулирует порядок создания ППО. Вместе с тем согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах решение о ее создании, утверждение уставов и положений относятся к компетенции общих собраний, конференций или съездов. Съезд (конференцию) или общее собрание созывают учредители профсоюза, в качестве которых могут выступать как физические, так и юридические лица (ст. ст. 6 и 18 Закона "Об общественных объединениях"). О факте создания объединения обязательно составляется протокол, который должны подписать председатель и секретарь собрания. На собрании необходимо избрать профком, его председателя и заместителей. Численность комитета может быть разной в зависимости от обстоятельств и размера организации, но в него должны входить не менее трех человек. Профсоюз считается созданным с момента принятия вышеуказанных решений. С этого же момента ППО вправе осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права и принимать на себя обязанности.

Для учета членов профсоюза (с целью обеспечения их равноправия и подтверждения заинтересованности в совместном решении задач) прием в члены осуществляется на основании индивидуальных заявлений. То есть работник обязан выразить свое желание вступить в профсоюз в письменной форме. Более того, он должен написать заявление об уплате членских взносов. Отметим, что ст. 377 ТК РФ обязывает работодателя при наличии личных письменных заявлений от работников - членов ППО ежемесячно перечислять на счет профсоюза безналичным путем членские взносы из заработной платы работников.

Важно и то, что ППО не нуждается в государственной регистрации (то есть в получении прав юридического лица).

Таким образом, создание ППО не представляет большой сложности и не требует затрат. О том, что на предприятии появилась профсоюзная ячейка, работодателю будет обязательно сообщено, но это случится уже после ее создания.

За и против

В современной России существует большое количество профсоюзных организаций, их объединений и ассоциаций общей численностью около 30 млн человек. Их представители регулярно принимают участие в заседаниях федеральных и региональных правительств, международных симпозиумах, форумах и конференциях. Однако большинство профсоюзов страны, по сути, трудно назвать объединениями работников по интересам. Одновременно с рабочими и инженерно-техническими кадрами в одной профсоюзной ячейке может состоять административный персонал. Кроме того, во многих компаниях под "вывеской" профсоюзных органов и вовсе осуществляется социальное обеспечение трудящихся.

Отношение широкой общественности к профсоюзам наглядно показывают результаты опросов ВЦИОМ. Согласно им 39% опрошенных граждан считают деятельность профсоюзов незаметной, бесполезной и неэффективной, 16% полагают, что профсоюзы борются за интересы работников, выполняя при этом волю властей. Почти половина респондентов (46%) вообще не доверяют профсоюзам.

Однако все это, конечно, не означает, что настоящие профсоюзы в России исчезли. В течение последних 10 лет появилось много новых организаций, которые на деле доказали свою способность защищать права и интересы трудящихся. Некоторые из "старых" профсоюзных организаций тоже сумели завоевать уважение сегодняшних работников.

Профсоюзы в мире

Первые профсоюзы возникли в конце XVIII в. в Англии. Затем по мере созревания экономических и политических предпосылок они стали появляться в США, Франции, Германии и других странах. Пик профсоюзного движения в большинстве государств пришелся на 1960-е г.

Однако в 1980-х численность членов профсоюзов стала неуклонно сокращаться. Мировой показатель охвата трудящихся профсоюзным движением в 1970 г. составлял 29%, а к началу XXI в. упал ниже 13%.

Среди причин кризиса профсоюзного движения эксперты называют рост занятости в малом бизнесе, где профсоюзам сложно работать, упадок "старых" отраслей промышленности, в которых подобные объединения были традиционно сильны, широкое распространение нестандартных форм занятости (неполный рабочий день, временная занятость, надомная работа, разделение рабочих мест и т.д.). Сыграло роль и быстрое изменение этнического состава трудовых слоев населения (привлечение мигрантов, выходцев из стран Африки, Азии, Ближнего Востока, где отсутствуют устойчивые традиции профсоюзного движения). Кроме того, сегодня можно утверждать, что основные цели профсоюзного движения достигнуты - профсоюзы пользуются широкими правами, наемным работникам гарантированы минимальная зарплата, 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя.

В то же время нельзя говорить о том, что профсоюзы - это явление прошлого и в современном обществе у них нет будущего. Они достаточно сильны в общественном секторе США. Постепенно укрепляется Европейская конфедерация профсоюзов, объединяющая 78 национальных конфедераций профсоюзов, общее число членов которых составляет 60 млн человек.

Российские особенности

В России профсоюзы стали создаваться в начале XX в. Поначалу это были нелегальные объединения, возникающие для организации отдельных акций и распадающиеся после их окончания. Тогда полковник Отдельного корпуса жандармов С.В. Зубатов предложил назначить своих лидеров в рабочие объединения. Так в 1901 г. в Москве было создано Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве, а к 1902 г. огромная сеть уже легальных рабочих организаций охватила всю империю.

Таким образом, первые профсоюзы в России были созданы по указу "сверху", с царского позволения, в целях сохранения монархии и государства, а не "снизу", как это должно было быть.

Отметим, что первая конференция профсоюза строителей России состоялась 8 февраля 1907 г. и на ней присутствовали представители Москвы, Риги, Лодзи и других регионов, в ту пору являвшихся частью империи. Первый профсоюз объединял каменщиков, столяров, сантехников и маляров. На конференции был принят устав, и с этого момента начался отсчет истории отечественных профсоюзов.

Если в 1907 г. профсоюзных объединений в стране насчитывалось 652, а общая их численность составляла 245 тыс. человек (3,5% общего числа рабочих, занятых в производстве), через 10 лет уже было создано более 2 тыс. профсоюзов, которые охватывали свыше 2 млн рабочих. Однако роль отечественных профсоюзов кардинально отличалась от общемировых стандартов. По сути, они оказались социальными подразделениями администрации предприятий.

После распада СССР стали появляться объединения нового типа, так называемые альтернативные профсоюзы, которые начали активно защищать права работников и устраивать забастовки. Сегодня наиболее известные - "Защита труда", "Сибирская конфедерация труда", "Соцпроф", "Всероссийская конфедерация труда". Однако на практике такие профсоюзы показали свою слабость и не смогли составить серьезную конкуренцию традиционным (тем, которые существовали с советских времен), имеющим поддержку со стороны государства.

В свою очередь, традиционные профсоюзы видоизменились. Большинство из них объединилось в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР), в которой сегодня состоит около 25 млн человек - 95% всех членов профсоюзов в стране. Но эти внушительные цифры все же не говорят о популярности профсоюзного движения среди трудящихся. Опросы последних лет свидетельствуют, что лишь треть членов профсоюзных организаций обращалась в них с какими-либо проблемами. В большинстве случаев они, как и в советские времена, были озабочены социально-бытовыми вопросами, возникающими на уровне конкретной компании. И, по их мнению, социальную поддержку оказывали не столько профсоюзы, сколько руководство предприятий.

Социальное партнерство

Поиск решений проблемы выстраивания цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере привел к появлению нового направления - социального партнерства. Его главная цель - достичь баланса между работниками, работодателями и государством. Этот специфический тип отношений регулируется с помощью законов, нормативно-правовых актов, коллективных договоров и соглашений. Его основными принципами являются равноправие сторон, уважение и учет интересов каждой из них, добровольность, согласованность и др. Однако социальное партнерство - механизм развитого, стабильного и демократического общества, поэтому нашей стране предстоит длительный и сложный путь к нему.

Идея социального партнерства реализовалась в 1990-е гг., в период экономических реформ, после издания Указа Президента РФ от 15.11.1991 N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)". В 1992 г. начала работу Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. Образовались ФНПР, "Соцпроф" и др., а также начали появляться объединения работодателей - Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов.

Однако на практике система социального партнерства в России пока не получила существенного развития. Уже несколько лет численность "старых" и "новых" профсоюзов не увеличивается. Появились работники по срочному договору, которые не склонны вступать в рабочие объединения. Еще одно слабое звено - утрата связи руководства профсоюза с его членами, неспособность предложить им защиту труда, социальные льготы и услуги. В то же время работодатели (другой незаменимый участник социального партнерства) не готовы подписывать коллективные договоры, брать на себя реальные обязательства в сфере трудовых отношений. Заставить их сегодня действовать в рамках закона и стремиться к взаимной заинтересованности, как в большинстве развитых странах, пока не удается. Да и со стороны третьего участника - государства - существует немало проблем: пробелы в законодательной базе, утрата способности координировать процессы общественного развития, расслоение общества в целом, разлад и разобщенность субъектов социального партнерства.

Между тем в экономически развитых странах подобное партнерство стало необходимым элементом рыночных отношений. С его помощью создаются условия для обеспечения занятости трудоспособного населения, улучшаются организация производства и условия труда, повышается уровень жизни.

Польза для работодателя

Если не рассматривать социальное партнерство в масштабе страны, а сосредоточиться на уровне отдельного предприятия, обнаружится немало качеств профсоюзного движения, полезных для руководителей компаний.

Прежде всего профсоюз - это посредник между работником и менеджментом компании. Благодаря ему можно избежать негативных настроений среди трудящихся, узнать о микроклимате в коллективе, решить проблемы, не допуская социального напряжения. С профсоюзом легче и продуктивнее (чем с самими работниками) урегулировать вопросы в рамках социального партнерства, опираясь на законодательство.

С представителями работников в лице профсоюза необходимо заключить коллективный договор. Так, работодатель защитит себя от необоснованных претензий по использованию средств на обеспечение гарантий и льгот со стороны работников и проверяющих органов. В договоре можно сразу прописать отказ работников от забастовок.

Грамотный работодатель, заинтересованный не только в экономии средств на условиях труда работников, заботящийся о репутации компании, понимает, что профсоюз является его помощником в создании безопасных условий и охраны труда. Сотрудничество с объединениями работников по различным вопросам усиливает авторитет руководителя как в трудовом коллективе, так и за его пределами.

Профсоюзные органы способны своевременно проинформировать руководство компании о недостатках существующей системы охраны труда, что позволит принять соответствующие меры для предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Кроме того, решать вопросы по охране труда можно следующим образом: на предприятии создается комитет (комиссия) по охране труда, куда входят представители работников и работодателя (инициатива создания может исходить от любой из сторон). Цель такого комитета - обеспечить согласованность действий работодателя и работников, направленных на формирование безопасных условий труда в компании.

Используя механизм социального партнерства, работодатели решают широкий спектр вопросов социальной помощи и поддержки своих работников, создают им достойные условия труда, отдыха, медицинской помощи, страхования, предоставления различных льгот и др. Все это повышает не только безопасность рабочих мест, но и уровень корпоративной культуры, а также совершенствует систему охраны труда на предприятии в целом.

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ

Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Статья 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы

Часть первая статьи 374 подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 421-О.

Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Примечание: с декабря 2009 года статья признана неконституционной , следовательно - не действующей

При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 настоящего Кодекса.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Статья 375. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам

Работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации (далее также - освобожденный профсоюзный работник), после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.

Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с коллективным договором.

Статья 376. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374 настоящего Кодекса.

Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

Статья 378. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

СТ 377 ТК РФ .

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных
профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний,
хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном
для всех работников месте (местах).

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно
предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как
минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также
оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие
условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены
коллективным договором.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в
бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие
работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы
отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения
культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.
При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для
работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для
работников, являющихся членами этого профсоюза.

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные
средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-
оздоровительную работу.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального
союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские
профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется
коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных
средств.

Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется
действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не
являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации
денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые
установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.
Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может
производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

Комментарий к Ст. 377 Трудового кодекса РФ

1. Работодатель обязан оказывать содействие профсоюзам в осуществлении их уставной деятельности. Указанное содействие оказывается на основе признания профсоюза законным представителем прав и интересов членов профсоюза, социальным партнером работодателя.

2. Основная обязанность работодателя по обеспечению деятельности профсоюза - обеспечение последнего необходимыми техническими средствами для ведения профсоюзной деятельности. При этом работодатель в силу закона несет обязанности по обеспечению деятельности исключительно первичной профсоюзной организации, но не вышестоящих профсоюзных органов.

Любой работодатель обязан предоставлять первичным профсоюзным организациям вне зависимости от того, сколько таких организаций объединяет его работников, помещение для хранения документации, для проведения заседаний и место для размещения профсоюзной информации. Место для проведения заседаний работодатель не обязан передавать профсоюзной организации в постоянное пользование. Конкретные характеристики предоставляемых помещений и мест для размещения информации, порядок предоставления помещений для проведения заседаний (собраний) определяются в коллективном договоре.

Работодатель также обязан перечислять в безналичном порядке на счет соответствующей профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Условие такого перечисления - подача работником, который является членом профсоюза, письменного заявления о безналичном перечислении членских профсоюзных взносов на счет профсоюзной организации. Работодатель не вправе требовать от профсоюза платы за указанное перечисление. Конкретный порядок перечисления денежных средств определяется коллективным договором.

3. На работодателя, численность работников которого превышает 100 человек, возлагаются дополнительные обязанности по обеспечению деятельности профсоюзов. Он обязан предоставить первичным профсоюзным организациям помещение, пригодное для постоянной работы, оргтехнику, средства связи и необходимые правовые документы. При этом одно помещение может быть выделено для нужд всех профсоюзных организаций. В таком случае порядок использования соответствующего помещения и технических средств определяется соглашением между первичными профсоюзными организациями. Предоставление помещений и технических средств для нужд каждой профсоюзной организации в отдельности определяется коллективным договором. В коллективном договоре также устанавливаются конкретные характеристики (место расположения, площадь и т.п.) выделяемого помещения и технических средств.

4. Помимо работы по представительству перед работодателем прав и интересов своих членов, профсоюзы могут проводить культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. Для обеспечения данной деятельности работодатель вправе предоставлять профсоюзам объекты, пригодные для ведения соответствующей работы, а также отчислять денежные средства. Взаимные обязательства сторон по ведению такой работы определяются коллективным договором. На профсоюз в данном случае возложена обязанность не допускать дискриминации работников. Плата за пользование переданными объектами для работников должна быть равной вне зависимости от членства в профсоюзе.

Под гарантиями в ТК РФ понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных прав (ст. 164). Важность предоставления специальных мер защиты представительным органам работников подчеркивается в международных документах.

Гарантии, которые предоставляются профсоюзам, а также профсоюзным работникам, можно разделить на несколько категорий. Дополнительные гарантии предоставляются представителям работников, которые участвуют в разрешении коллективных трудовых споров и ведении коллективных переговоров; работникам, являющимся членами КТС; представителям профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда.

Гарантии имущественных прав профсоюзов. Профсоюзные организации, как и иные лица, имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им на праве собственности имуществом, владеть и пользоваться имуществом, переданным им в хозяйственное ведение. Гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами.

Профсоюзы имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям, но только через учрежденные ими организации. Согласно ст. 24 Закона о профсоюзах финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.

Создание работодателем условий, обеспечивающих деятельность выборного органа первичной профсоюзной организации. Конвенция МОТ № 135 "О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях" 1971 г. (ч. 1 ст. 2) предусматривает, что представителям трудящихся предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции. Предоставление таких возможностей не должно снижать эффективность работы соответствующего предприятия (ч. 3 ст. 2 Конвенции).

Статья 377 ТК РФ регулирует обязательный перечень условий, которые должен обеспечивать работодатель первичной профсоюзной организации. Часть условий, установленных в этом перечне, определяется лишь в самом общем виде, и детали должны быть урегулированы сторонами в коллективных договорах, соглашениях.

Конкретные обязанности работодателя определяются ТК РФ, другими законами. Эти вопросы могут решаться на уровне соглашений, а также в рамках заключаемых коллективных договоров, локальных нормативных актов на уровне конкретной организации.

  • Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).
  • Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.
  • В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
  • При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.
  • Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, нс являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.
  • Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы. Статья 374 ТК РФ устанавливает в отношении работников, которые выполняют профсоюзные функции наравне со своей основной работой у работодателя, несколько различных гарантий.

В целях повышения уровня защиты работников, которые избраны на должности руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), и которые не освобождены от основной работы, установлена обязанность работодателя при увольнении по п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ помимо общего порядка увольнения получить предварительное согласие соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ.

Смысл данной гарантии заключается в том, чтобы оградить работника от увольнения, целью которого является избавиться от него как от активиста профсоюза.

Трудовой кодекс РФ не регулирует многие вопросы процедуры получения согласия, поэтому ряд вопросов разъяснен в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2. В частности, поскольку ТК РФ не устанавливает срок, в течение которого работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником, согласие на увольнение которого дано вышестоящим выборным профсоюзным органом, судам применительно к правилам ч. 5 ст. 373 ТК РФ следует исходить из того, что увольнение также может быть произведено не позднее одного месяца со дня получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение (абз. 2 п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Согласно п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 в случае несоблюдения работодателем требований закона о предварительном (до издания приказа) получении согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора, когда это является обязательным, увольнение работника является незаконным и он подлежит восстановлению на работе.

Срок, в течение которого профсоюзный орган обязан рассмотреть представление работодателя, законом не определен; на практике исходят из того, что оно должно быть рассмотрено на ближайшем заседании в соответствии с уставом профсоюза (объединения профсоюзов).

Как упоминалось выше, Конституционным Судом РФ вынесено несколько определений, касающихся ст. 374 ТК РФ. Определением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 г. № 1369 О-П данная норма признана противоречащей Конституции РФ в той части, в какой она не допускает увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, без согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Кроме того, под сомнение была поставлена конституционность данной нормы и в части, в которой она требует получения согласия на увольнение соответствующих категорий работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 421-0 "По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации" указано, что в случае отказа вышестоящего профсоюзного органа в согласии на увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации (индивидуального предпринимателя) работодатель вправе обратиться с заявлением о признании его необоснованным в суд, который при рассмотрении дела выясняет, производится ли в действительности сокращение численности или штата работников (что доказывается работодателем путем сравнения старой и новой численности или штата работников), связано ли намерение работодателя уволить конкретного работника с изменением организационно-штатной структуры организации или с осуществляемой этим работником профсоюзной деятельностью. При этом соответствующий профсоюзный орган обязан представить суду доказательства того, что его отказ основан на объективных обстоятельствах, подтверждающих преследование данного работника со стороны работодателя по причине его профсоюзной деятельности, т.е. увольнение носит дискриминационный характер. Только в случае вынесения судом решения, удовлетворяющего требование работодателя, последний вправе издать приказ об увольнении.

Материалы к размышлению

Уже после принятия Конституционным Судом РФ указанных определений, Российская Федерация ратифицировала Конвенцию МОТ № 135 "О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях" 1971 г. и приняла на себя обязательства по выполнению ее положений. Рекомендация МОТ № 143 "О защите нрав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" 1971 г., конкретизируя возможные меры, которые государство должно ввести для обеспечения эффективной защиты представителей работников, в подп. "Ь" п. 2 § 6 Рекомендации предлагает (в качестве одного из вариантов) включать в законодательство требование о консультации с независимым органом, государственным или частным, или с объединенным органом, или о получении его мнения или согласия, прежде чем решение об увольнении представителя работников станет окончательным.

После ратификации Конвенции № 135 в Государственную Думу был внесен ряд законопроектов, предлагающих вернуть или установить новые гарантии при увольнении представителей работников.

Вторая гарантия, предусмотренная ст. 374 ТК РФ, касается более широкого круга членов выборных профсоюзных органов. Согласно ч. 3 ст. 374 ТК РФ члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, – также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок- оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Еще одна гарантия предусмотрена в п. 4 ст. 25 Закона о профсоюзах в отношении уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных (комиссиях) по охране труда. Их привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа первичной профсоюзной организации.

Гарантии освобожденным профсоюзным работникам. Под освобожденными профсоюзными работниками понимаются работники, освобожденные от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием их на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации данной организации. В период их работы в профсоюзе их работодателем является профсоюз, трудовые отношения с прежним работодателем прекращаются. На период работы в профсоюзе на место работы такого работника у работодателя новый работник принимается па основании срочного трудового договора.

Согласно ч. 2 ст. 374 ТК РФ время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж. Работа в вышестоящих органах профсоюза, объединениях профсоюзов не включается в специальный трудовой стаж, но включается в общий трудовой стаж как и любая работа по трудовому договору.

Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с коллективным договором.

После окончания срока выборных полномочий в профсоюзе таким работникам гарантируется предоставление прежней работы (должности) у работодателя. При отсутствии прежней работы с письменного согласия работника ему должна быть предоставлена другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. Если от предложенной соответствующей работы (должности) работник отказывается, он не обладает более никакими гарантиями, в том числе за ним не сохраняется средний заработок на период трудоустройства. Иное решение относительно предоставления каких-либо гарантий может приниматься профессиональным союзом, в котором он работал, самостоятельно.

Если невозможно предоставить ни прежнюю, ни равноценную работу в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием соответствующей работы (должности), то за работником сохраняется его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации – на срок до одного года. Финансирование среднего заработка возлагается в этом случае на общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз.

Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа. Руководителям и заместителям руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации, независимо от того, являлись они освобожденными либо совмещали профсоюзную деятельность с основной работой, предоставляется дополнительная гарантия в течение двух лет после прекращения срока их полномочий. Ее смысл заключается в недопущении "мести" со стороны работодателя за предшествующую профсоюзную деятельность.

Расторжение трудового договора с этими работниками по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ возможно только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 ТК РФ.

  • Федеральный закон от 1 июля 2010 г. № 137-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции № 135)".

Деятельность профсоюзов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.96 (далее законом «О профсоюзах»), Трудовым Кодексом РФ.

Цель профсоюзов – представительство и защита социально-трудовых прав и интересов граждан. Профсоюз – это добровольное объединение граждан. Создавать профсоюзы могут граждане, достигшие 14–летнего возраста и осуществляющие трудовую деятельность. Согласие на создание профсоюза или на его ликвидацию не требуется. Также, исключительно на добровольной основе, происходит вступление в профсоюз и выход из него. Нет ограничений и по количеству профсоюзов в организации. Так на одном предприятии могут действовать несколько первичных организаций различных профсоюзов.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по территориальному, отраслевому, любому другому признаку, учитывающему профессиональную специфику.

Ассоциации профсоюзов могут сотрудничать с профсоюзами других государств, в т.ч. вступать в международные профсоюзные объединения.

Членом профсоюза может стать любой гражданин Российской Федерации, работающий на предприятии любой формы собственности и вне зависимости от места проживания. Также членами профсоюзов могут быть иностранные лица и лица без гражданства, если международными договорами не установлено иное.

В ст. 5 закона «О профсоюзе» закреплена независимость профсоюзов от органов государственной власти, политических партий. Профсоюзы им не подотчетны и не подконтрольны.

Профсоюзы сами формируют устав, положения о первичных организациях, структуру, организовывают свою деятельность.

По своему усмотрению профсоюзы вправе регистрироваться или не регистрироваться в качестве юридического лица , но в последнем случае они не приобретают прав юридического лица.

Регистрация профсоюза носит уведомительный характер. Для регистрации в орган госрегистрации общественных объединений представляют следующие документы: устав или положение, решение о создании, об утверждении устава или положения, перечень участников. Документы могут быть представлены подлинниками или нотариально удостоверенными копиями в течение одного месяца со дня образования. Орган госрегистрации общественных объединений передает их в регистрирующий орган. Далее регистрации осуществляется в общеустановленном порядке. Правоспособность профсоюза, как юридического лица наступает с момента регистрации.

Функции профсоюзов

Профсоюзам предоставлено право на представительство и защиту интересов работников. В частности профсоюзы рассматривают и защищают интересы граждан по вопросам оплаты и условий труда, увольнений сотрудников, любого нарушения трудового законодательства. Воспользоваться защитой профсоюза, могут не только члены профсоюзной организации, но и лица, не состоящие в профсоюзе.

Ассоциации профсоюзов, имеющие общероссийский статус, имеют право выдвигать на рассмотрение федеральных государственных органов предложения законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права граждан.

Сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда в случаях ликвидации организации или подразделений организации, смены собственника, приостановление производства возможно после предварительного, не менее чем за три месяца, информирования профсоюзного органа и проведения с ним переговоров. Трудовой кодекс устанавливает несколько иные условия. Так, согласно статье 82 ТК РФ, работодатель обязан в письменной форме уведомить выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца в случае принятия решения о сокращении числа рабочих мест, а в случае массовых увольнений не позднее, чем за три месяца до начала мероприятий. Критерии массовых увольнений определяются отраслевыми соглашениями.

Профсоюзы имеют право участвовать в проведении коллективных переговоров, заключать коллективные договоры и соглашения и контролировать их выполнение. В свою очередь работодатели обязаны вести переговоры с первичными профсоюзными организациями и профсоюзами по социально-трудовым вопросам и на согласованных условиях заключать коллективные соглашения. Эта норма закреплена не только в законе «О профсоюзах», но и в ТК РФ. Так ст.22 ТК РФ вменяет в обязанность работодателю «предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением». А представителями работников, согласно ст.30 ТК РФ являются первичные профсоюзные организации, профсоюзы или иные представители, выбираемые работниками.

Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании трудовых споров . По инициативе работников или самих профсоюзов, в случаях нарушения трудового законодательства, профсоюзы имеют право обращаться в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Для реализации своего основного права – права осуществления контроля трудового законодательства, профсоюзы могут создавать инспекции труда. Работодатель обязан обеспечить беспрепятственное посещение профсоюзным инспекторам труда рабочих мест, где работают члены профсоюза с целью проверки соблюдения трудового законодательства, условий труда работающих, выполнение условий коллективного договора и трудовых соглашений. В случае выявления факторов, угрожающих жизнью и здоровью работников, инспекторы труда имеют направить требование работодателю о приостановлении работ. Требования от профсоюзов об устранении выявленных нарушений, работодатель обязан рассмотреть в недельный срок и сообщить в профсоюзный орган о результатах рассмотрения и принятых мерах к устранению нарушений.

Работодатель обязан предоставлять профсоюзам информацию по социально-трудовым вопросам. Предоставлять на безвозмездной основе помещение для проведения заседаний первичного профсоюзного органа, а также выделить помещение для хранения документации. Кроме того, если численность персонала превышает 100 человек, работодатель обязан предоставить оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, оргтехнику, средства связи. Коллективным договором может быть предусмотрено и другие условия, улучшающие обеспечение деятельности. Условия, ухудшающие обеспечения деятельности профсоюзного договора, будут являться нарушениям трудового законодательства и не будут действительными и подлежащими выполнению.

Гарантии прав профсоюзов

Закон «О профсоюзах» гарантирует неприкосновенность имущества профсоюзной организации, неподконтрольность финансовой деятельности органам исполнительной власти, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.

Работникам, избранным в комиссии по трудовым спорам и не освобожденным от основной работы гарантируется сохранение среднего заработка на время участия в работе комиссии. Работникам, не освобожденным от основной работы, и делегированным для участия в съездах и конференциях, созываемых профсоюзными органами, предоставляется освобождение от работы и оплата времени участия в мероприятиях согласно условиям коллективного договора.

Увольнение работников, членов профсоюзной организации по инициативе работодателя в связи с сокращением численности, несоответствием занимаемой должности или неоднократным неисполнением трудовых обязанностей возможно только с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации, в порядке изложенном в ст.373 ТК РФ. Так, согласно, ст. 373 ТК РФ работодатель направляет в первичную профсоюзную организацию проект приказа и оправдательные документы. Профсоюз обязан в течение 7 дней рассмотреть документы и направить работодателю в письменной форме выраженное мнение. В случае нарушения сроков, работодатель вправе не учитывать мнение профсоюзного органа. При расхождении мнений в течение трех дней проводятся дополнительные консультации, и результат проведенных переговоров оформляется протоколом. Работодатель имеет право принять окончательное решение об увольнении работника по истечении 10 дней со дня направления документов в первичный профсоюзный орган. Решение может быть обжаловано в трудовой инспекции или в суде.

Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием на выборную должность первичной профсоюзной организации, после окончания срока его полномочий, работодатель обязан предоставить прежнюю работу, а при ее отсутствии с письменного согласия работника другую равноценную работу. В случае ликвидации организации, или отсутствия в организации соответствующей работы общероссийский (межрегиональный) профсоюз сохраняет за работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации в соответствии с коллективным договором.

В заключение следует сказать, что запрещается дискриминация по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзу, т.е. ни работодатель, ни иное лицо не имеет право выдвигать условия по заработной плате, социальным льготам, условия труда в зависимости от вступления или невступления в профсоюзную организацию.

Статьи по теме