Портал готовых презентаций по русскому языку. Добавьте в нашу коллекцию свою презентацию по русскому языку или литературе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Русский язык в современном мире Выполнила работу: Гриденко Анастасия студентка группы К(11) Руководитель: Потапова М. А. 

2 слайд

Описание слайда:

Цель: Выявить истинную значимость русского языка в современном мире. Задачи: Проследить, обозначить причины изменений, происходящих в современном языке. Выяснить актуальные проблемы для современной молодёжи. Цель и задачи 

3 слайд

Описание слайда:

Введение Основная часть: Русский язык в международном и межнациональном общении. Развитие современного русского языка Факторы, влияющие на изменения и развитие в русском языке Заключение Список используемых источников Содержание 

4 слайд

Описание слайда:

Язык - форма существования национальной культуры, проявление самого духа нации. На русском языке написаны величайшие произведения литературы. Русский язык - это язык Российского государства, всех важнейших документов, определяющих жизнь общества; язык является также средством массовой коммуникации - газет, радио, телевидения. Иными словами, жизнь общества невозможна без национального языка. ВВЕДЕНИЕ 

5 слайд

Описание слайда:

« Если фундамент разрушить – здание не устоит. Сегодня об этом почему-то стали забывать. Будущее русского языка - будущее страны в целом». (И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: "Наука", 1982.) 

6 слайд

Описание слайда:

Он применяется в разных сферах международного общения, выступает в функции «языка науки» - средства общения учёных разных стран, средства кодирования и хранения общечеловеческих знаний (60-70% всей мировой информации публикуется на англ. и рус. языках). Русский язык - необходимая принадлежность мировых систем коммуникации (радиопередач, авиа- и космической связи и т. Д.). Английский, русский и другие мировые, языки характеризуются не только спецификой общественных функций; они так же выполняют просветительскую функцию - на них обучается молодёжь развивающихся стран. Русский язык в международном общении 

7 слайд

Описание слайда:

1) национального русского языка; 2) одного из языков межнационального общения народов России; 3) одного из важнейших мировых языков. Русский язык выполняет три функции: Кроме основных функций, которые присущи каждому языку, русский язык имеет еще одно очень важное назначение – он является объединяющим звеном многих народов и наций. 

8 слайд

Описание слайда:

Более 200 миллионов человек считает его родным языком, а число владеющим им достигает 360 миллионов. В более чем 10 стран русский язык имеет статус официального, среди них – Россия, Беларусь, Абхазия, Таджикистан, Казахстан. Русский язык является международным языком общения между славянскими странами: Украиной, Литвой, Латвией, Эстонией, Грузией. По общему количеству говорящих на нем людей русский язык занимает 6 место в мире. 

9 слайд

Описание слайда:

Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, особенно как родным, но глобальность расселения носителей языка, охват им разных, максимальных по числу стран, а также наиболее влиятельных социальных слоев населения в разных странах.

10 слайд

Описание слайда:

При рассмотрении процесса становления языка межнационального общения приоритет обычно отдаётся социальным факторам. Однако только социальные факторы, какими бы благоприятными они ни были, не способны выдвинуть тот или иной язык в качестве межнационального, если в нём отсутствуют необходимые собственно языковые средства. Русский язык в межнациональном общении 

11 слайд

Описание слайда:

Русский язык удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и лиц иной этнической принадлежности, живущих как в России, так и за её пределами. Наш язык обладает богатым словарным фондом и терминологией по всем отраслям науки и техники, выразительной краткостью и ясностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отразить всё многообразие окружающего мира. 

12 слайд

Описание слайда:

«…Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть». А.И. Герцен 

13 слайд

Описание слайда:

Язык меняется вместе с обществом и происходящими в нем процессами. Компьютеризация, влияние СМИ, заимствование иностранных слов – положительно ли влияют на состояние русского языка? Развитие современного русского языка 

14 слайд

Описание слайда:

Иноязычные слова в лексике современного русского литературного языка хотя и представляют довольно многочисленный пласт лексики, но, тем не менее, не превышают 10% всего его словарного состава. Заимствование иностранных слов – один из способов модификации языка. Англицизм - слова заимствованные из английского языка. Своё проникновение в речь русского человека англицизмы начали в конце XVIII (18) начале XIX (19) века. Исторический бум притока англицизмов русский язык пережил в начале 90-х годов. 

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

исторические контакты народов; необходимость номинации новых предметов и понятий; новаторство нации в какой-либо отдельной сфере деятельности; языковой снобизм; мода. Основные причины заимствования: 

17 слайд

Описание слайда:

На сегодняшний день, современный русский язык насчитывает более 1000 англицизмов. Примеры англицизмов в современном русском языке: Тинейджер - подросток Пирсинг - укол, прокол Мейнстрим - основное направление Креативный - творческий, изобретательный Голкипер - вратарь Масс медиа - средства массовой информации Миллениум - тысячелетие Уикэнд - выходные Хоррор - фильм ужасов Хенд-мейд - ручная работа Лузер - неудачник

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Заимствование слов из других языков может привести как к улучшению нашей культуры речи, так и к её ухудшению. Положительное влияние заимствованных слов состоит в том, что помимо наших исконно русских слов мы можем использовать иностранные, часто более выразительные термины. Многие из иноязычных слов украшают нашу речь, делая её более экспрессивной и интересной. Однако не стоит забывать, что обилие таких слов в русском языке может привести к пагубным последствиям: русский язык может «утонуть» в огромном количестве иностранных слов и потерять свои корни и свою сущность. Плюсы и минусы заимствований в русском языке: 

20 слайд

Описание слайда:

В настоящий момент русский язык переживает своеобразный кризис: он насыщен ненормативной лексикой, американизмами и многочисленными жаргонами. Очень часто встречаются случаи, когда искаженный язык весьма активно пропагандируется средствами массовой информации, а также высокопоставленными чиновниками, которые допускают в своей речи множество ошибок, не придавая этому абсолютно никакого значения, хотя роль языка в жизни общества огромна и воздействие он имеет очень сильное. Неграмотностью также отличается современная русская музыка популярного жанра, на которую ориентируются незрелые подрастающие поколения. Со временем, бессмысленный набор слов, присущий многим песням, станет элементом общения молодежи. Поэтому от нас зависит будущее русского языка. Продолжит ли он быть одним из самых могущественных и насыщенных языков мира или пополнит ряды исчезающих. Проблемы современного русского языка.

21 слайд

Описание слайда:

Жаргонизм - это условное разговорное слово и выражение, употребляемое в отдельных социальных группах. Факторы, влияющие на изменения и развитие в русском языке. 1. Жаргонизмы джобает - работает глючит - перестало работать дрова - драйвера Винда - операционная система Windows форточка - оболочка Windows прога - компьютерная программа клава - клавиатура сервак - сервер хакнуть - взломать Пример - компьютерный жаргон (сленг).

  • Не сохраняйте всё подряд, что удалось скачать с разных сайтов. Потом у вас не будет времени выбрать хороший материал на нужную тему из кучи файлов. Если презентация вам сразу не понравилась, удалите её.
  • Заведите отдельную папку на каждую тему и на каждый класс, чтобы быстро находить нужный материал.
  • Старайтесь, чтобы ваши презентации были в одном дизайне. Ученики будут лучше воспринимать материал в привычном оформлении. Если у вас есть исходник в ppt , вы можете изменить дизайн любой презентации, нажав в редакторе вкладку "Дизайн".
  • В презентации, кроме слайдов для теоретической работы, должны быть слайды для практической работы. Например, слова с пропущенными буквами, предложения для разбора и т.д. Если такой части нет, добавьте её сами или не сохраняйте файл.

Рекомендации по созданию презентаций по русскому языку

  • Читайте рекомендации выше. Ценится та презентация, в которой предусмотрена не только лекция преподавателя, но и задания для самостоятельной работы учащихся.
  • Делайте презентации в одном дизайне.
  • Не старайтесь украсить каждое преждожение. Помните золотое правило оформителя текста: выделено всё - значит, не выделено ничего. Если у вас одно предложение будет курсивным, другое жирным, третье подчёркнутым и все они будут набраны шрифтом разного цвета, ребёнок не сможет понять, какая же информация в тексте главная. Решите для себя, например, что важное вы будете выделять жирным, а примеры писать курсивом, и делайте так на каждом слайде и в каждой презентации.
  • Заголовки не выделяйте курсивом и не ставьте после них точки.
  • Не форматируйте текст пробелами, для этого есть специальные кнопки. Во-первых, при форматировании пробелами у вас все встанет криво, во-вторых, верстка поломается при попытке изменить дизайн.
  • При наборе текста для синтаксического анализа увеличивайте межстрочный интервал, чтобы осталось место для подчёркивания слов.
  • Уменьшите рисунки в графическом редакторе, прежде чем вставлять их в презентацию. Когда вы уменьшаете картинку на слайде, подтягивая за уголок мышкой, на самом деле вы уменьшаете только масштаб изображения. Оно будет по-прежнему занимать на вашем компьютере много места, файл получится тяжёлым и его невозможнго будет выложить на каком-либо сайте из-за ограничения размера закачиваемого файла.
  • На последнем слайде принято указывать источники текстов и графических объектов. Тексты, конечно, лучше составлять самостоятельно.
  • На лекционных слайдах используйте инфографику, старайтесь объяснить сложные вещи на простых схемах. Используйте стрелки, таблицы, текст в блоках.

Cлайд 1

Cлайд 2

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А. Куприн)

Cлайд 3

Русский язык - один из восточнославянских языков, один из наиболее распространенных по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым из славянских языков и самым многочисленным языком Европы как географически, так и по числу носителей языка как родного (хотя также значительная и географически большая часть русского языкового ареала находится в Азии) и одним из самых распространённых индоевропейских языков. Входит в пятёрку самых переводимых языков мира. Наука о русском языке называется лингвистической русистикой, или, сокращённо, просто русистикой. Произносительной нормой русского литературного языка является т. н. московское произношение.

Cлайд 4

С раннего детства мы познаём мир, сначала только из любопытства, потом и по необходимости, чтобы найти своё место в нём. Одновременно с этим мы овладеваем языком. Он занимает важнейшее место в познании. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами. Неумение именовать предметы – это и незнание их. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами языка. Умение правильно выражать словами свою мысль – дело нелёгкое, но необходимое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить мысль, чтобы слушающий понял её соответственно. Плохо выраженная мысль – это не только неумение говорить, но и неумение мыслить. Язык – часть культуры. Он занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку и производство, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством.

Cлайд 5

Русский язык – это язык, на котором мы говорим с детства каждый день. И иногда бывает непонятно, зачем нам его изучать. И вообще - зачем быть грамотными и писать правильно? Знать русский язык – это значит не только уметь правильно говорить и писать на нем, но и знать его историю, происхождение. Русский язык очень сложный, но зато “великий и могучий”. По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образован. А ведь это не пустяк. Получить хорошую работу не так легко, а если ты еще и неграмотный, то это вообще нереально. Производит очень неприятное впечатление, когда человек неправильно говорит по-русски. Если человек свободно владеет языком, то это позволяет ему выразить любую мысль. Он может убедить в своей правоте любого оппонента. Когда тебя окружают образованные люди, хорошо говорящие по-русски, хочется быть достойным их внимания. Хочется участвовать в беседе, быть услышанным и понятым, а для этого надо владеть языком.

Cлайд 6

Язык – это целый мир. С доисторических времён человек живёт в обществе. Это вызвало необходимость уметь одному человеку как-то сообщить другому свои мысли, желания, чувства. Так из потребности общения возник язык.

Cлайд 7

А начнём мы со значения слов. Собираясь по дороге русского языка, прежде всего надо выбрать правильный путь. Правильный… правый… уже загвоздка. Посмотрим ка в нашем словаре в чём сходство между «правильный и правый». До XV века, русские люди, произнося слово правый имели виду не то что справа от них, а то что, правильно, справедливо. А для того, что находится справа, у них было слово десный. Сейчас такое слово не произносится.

Cлайд 8

О диве дивном и немножко о жизни. Во время экспедиции у самого белого моря студент записал фразу, сказанную одной старушкой: -Летось погода дивная живёт: дождь летит, бог стрелы пущает и гром… Как будто из сказки, правда? Как будто всё по русский сказано, а вот студент задумался. И не удивительно: здесь по крайней мере ять лингвистических загадок. Для человека внимательного, конечно. Вот я написала: «удивительно», посмотрела строчкой выше, а там уже слово дивная – того же корня и того же самого языка. А ведь не то же самое слово! Что такое удивительная? «вызывающее удивление… или необычайно хорошее, неправдоподобно хорошее… А что такое дивное? У этого слова есть 2 значения: 1) удивительное (старое значение), и прекрасное (разговорное, довольно новое значение, например дивный голос). Одно слово устарело, а другое чересчур вычурное, не всякий решится его использовать.

Cлайд 9

Между тем, перевести слова старушки, скажем так: «Летось погода удивительная живёт…». Что ж тут удивительного: дождь, молния, гром? Обычная летняя гроза. Что бы правильно понять это высказывание, нужно осмотрительно отнестись сразу ко всем словам в предложении. Студент поступил правильно он стал задавать вопросы, пытаясь понять значение нужного нам слова, и установил, например, что в речи его собеседницы невозможна «дивная девушка», а дивная жизнь взывает только смех. Следовательно значение «прекрасный» для этого слова в этом говоре не известно. Что бы ещё? Ах, да, а «дивные очи» могут быть? Как же, дивные очи живут (опять живут!) – на иконе … Стоп!

Cлайд 10

Дитмар Эльяшевич Розенталь Возможно, русский язык для тебя родной, возможно, иностранный. Быть может, ты профессиональный филолог, а, может быть, просто любитель. А я, в свою очередь, громко произношу имя человека, который сделал так много для русского языкознания и его популяризации, имя человека- легенды. Это Дитмар Эльяшевич Розенталь.

Cлайд 11

Дитмар Эльяшевич Розенталь Ди тмар Элья шевич Розента ль- советский и российский лингвист, автор многочисленных трудов по русскому языку. Дитмар Розенталь родился 19 (31) декабря 1899 в Лодзи (Польша). В Москве с 1914 г. До 1918 г. учился в 15-й московской (Варшавской) гимназии. С 1918 г. - в Московском университете (окончил в 1923 по специальности итальянский язык), Институте народного хозяйства имени К. Маркса. С 1922 по 1923 г. преподавал в средней, с 1923 - в высшей школе (рабфак имени Артёма, 1923-1936. Дальнейшие места работы - филологический факультет 1-го МГУ. Профессор, создатель и заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ.

Cлайд 12

Розенталь создал учебник итальянского языка для вузов, русско-итальянские и итальянско-русские словари; переводил на русский язык произведения итальянских писателей. Родоначальник (вместе с профессором К. И. Былинским) практической стилистики, один из основных разработчиков и истолкователей правил современного русского правописания. Автор более 150 учебников (публиковались с 1925 г.), пособий, справочников, словарей, популярных книг, а также исследовательских работ по русскому языку, культуре речи, стилистике, правописанию, лингводидактике. Учёный скончался в июле 1994 г. в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.

Cлайд 13

Откуда взялся русский язык, и почему он такой сложный? Вы знаете, что русский принадлежит к восточнославянским языкам славянской ветви индоевропейского древа языков. Образовался он в XIV веке с распадом древнерусского на русский, украинский и белорусский. Славянские языки по-прежнему хранят многие индоевропейские древности, как в грамматике, так и в лексике. (Правда, самыми консервативными из живых индоевропейских языков являются балтийские: литовский и латышский.) Это древнее наследие и делает русский (как, впрочем, и остальные славянские) таким сложным, но и таким симпатичным!

Cлайд 14

Русский - язык девяти падежей Почему девяти, ведь в школе мы учили только шесть? Да, в русском языке шесть самостоятельных падежей, но есть ещё три, которыми все мы часто пользуемся. Звательный падеж (вокатив). Точнее, назовём его ново-звательным, чтобы отличить от того звательного, который существовал несколько веков назад. Самостоятельная форма осталась только у группы уменьшительных. Когда мы обращаемся к Ване, Ане, Диме, говорим им "Вань", "Ань", "Дим", мы употребляем форму ново-звательного падежа вместо именительного "Ваня", "Аня", "Дима". "Ты, Зин, уж лучше, помолчала бы!" (Высоцкий). Ещё ново-звательный падеж есть у слов "мама", "папа", "дядя", "тётя" ("мам", "пап" и т. д.) и, редкий случай, у двух слов во множественном числе: "ребята" и "девчата" ("ребят", "девчат"). Однажды я даже слышал: "Мужчина! Мужчин!" Этот падеж образуется, как вы видите, посредством усечения окончания до нулевого. Но иногда, он может отличаться и специально добавленным окончанием: "Дениса! Пора домой!" или (собаке по кличке Бим) "Бима! Ко мне!" Поскольку при обращении может использоваться и именительный падеж, ново-звательный является не обязательным, а ф а к у л ь т а т и в н ы м падежом.

Cлайд 15

Местный падеж (локатив). Ну, тут всё просто. Все вы знаете, как образовать предложный падеж слова шкаф. "О чём? - О шкафе. На чём? - ... На шкафу!" Вот эти формы: на шкафу, в лесу, в строю, на носу (а не на шкафе, в лесе в строе, на носе, что неграмотно) и выражают местный падеж. Как вы заметили, он употребляется только с предлогами "в" и "на". Единственный встреченный мною случай употребления локатива с предлогом "при": при полку. Разделительный падеж (партитив). Самый, пожалуй, неустойчивый и сложный падеж. Считается вариацией родительного. Головка чеснока или головка чесноку, стакан кефира или стакан кефиру, бутылка коньяка или бутылка коньяку? У Булгакова кот Бегемот в ходе перестрелки одновременно сделал глоток бензина и напился бензину. Иногда просто необходимо употребить форму не стандартного родительного, а разделительного: "Я из лесу вышел" (Некрасов), "Огоньку не найдётся?", "без году неделя".
Статьи по теме