Скачать презентацию пасхальный благовест в традициях казачества. Обряды и традиции казаков

Православные праздники у казаков Праздники проходили так Воинское построение (по полусотням и сотням); Вынос из храма знамени, икон, сотенных флажков; Атаман с булавой и насекой возглавлял праздник; Литургия – церковная служба; Скачки на скорость и преодоление полосы препятствий на конях; Джигитовка; Демонстрация владения оружием – шашка, кинжал, пика; Общественный пир по группам и семьям, массовые гулянья. Почти в каждом доме распевали казачьи песни. На престольные праздники по старинному обычаю в станичной избе после молебна устраивался общий обед. На него приносили все, что есть у кого самое вкусное. Рождество

  • Святочная традиция - всеобщее катание на санях. Дети спускались с горок на ледянках – хозяйственных корзинах, облитых водой на морозе
  • К Рождественским праздникам казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была елка, вечная зелень ее символизировала обновляющуюся жизнь. К Святкам станичники шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.
  • К праздничному столу готовились самые разнообразные блюда. Резали кабана, барашка, гусей, индеек. Готовили колбасы, холодец, пироги и пирожки с мясной и фруктовой начинкой. Рождественский стол должен был отражать идею достатка, изобилия, благополучия.
  • Однако в навечерие Рождества Христова (6 января), или на багату вэчэрю, на стол ставили постные блюда. Хозяйки обязательно готовили обрядовую пищу - кутью и взвар. Кутья - это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар - напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, ячменя или риса, томили ее в печи, добавляли мед, конопляное и коровье масло. Взвар готовили на воде из сухофруктов. Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения Иисуса Христа в яслях. К вечере готовились тщательно: на белый платок в центр ставилась тарелка с кутьей. Сверху клали пирожки, бублики, пряники, конфеты, затем концы платка связывались крестом. Ношение вечери осуществляли дети, подростки, молодые семейные пары вечером накануне Рождества. В одних станицах вечерю несли дедушкам, бабушкам, родителям, в том числе и крестным. В других не только родственникам, но практически всем жителям на своем краю. Важным моментом являлось то, что отведав принесенной кутьи, пирожков, хозяева взамен добавляли своей. Так поступали в каждой семье, что способствовало обновлению, упрочению социальных связей, скрепленных обрядовой пищей.
  • Во время ужина накануне Рождества Христова на стол ставили прибор для умерших предков. В некоторых станицах открывали дверь и звали их к столу. Хозяин, а если его не было, хозяйка приглашали к столу Мороза, а иногда и домового. В тексте приглашения высказывалась просьба не морозить ни людей, ни животных, ни растения. Святой ужин обязательно начинался с молитвы. Во время застолья нужно было как можно меньше вести разговоров, без нужды не выходить из-за стола. Девушке и парню запрещалось сидеть на углах стола, чтобы не остаться без супружеской пары. Нельзя было, взяв ложку в руки, снова класть ее на стол. Блюда запивали не водой, а взваром. Считалось, что пока трапеза не закончена, из-за стола выходить нельзя, как, впрочем, и из дома, чтобы не впустить нечистую силу.
  • После ужина молодежь шла колядовать. Колядки - это рождественские песни и одновременно угощение, которое готовили к праздникам из ржаного пресного теста с разными начинками или припеками. Таким угощением одаривали веселых гостей. Наряду с христианским обычаем ходить под Рождество славить Христа (колядовать) осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу, сами в эти дни представали в обличье нечисти. Отовсюду доносились пение и смех - это ходили колядовщики, в основном девочки и девушки в сопровождении «поводыря». Ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняли специальные песни-колядки, получая в подарок за свое пение хлеб, сало, сладости, реже мелкую монету.
Крещенье
  • Крещенье по традиции ознаменовывалось крестным ходом на реку, где делалась под прорубью «иордань» (украшение)
  • Святки заключает Крещение (19 января). Перед ним соблюдался строгий однодневный пост, который заканчивался или с появлением вечерней звезды, или после первого освящения воды, которое происходило примерно в два часа ночи в церкви.
  • С освященной водой возвращались домой и окропляли, закрещивали, ставя мелом крестики, подворье, дом, членов семьи, все хозяйство. В некоторых станицах в это же время снаружи дом обводили сплошной меловой линией, - чтобы конопля высокая росла, чтобы из дома ничего не разбегалось, чтобы куры хорошо неслись. В то время конопля была стратегически важным сырьем, поскольку только из нее изготовлялись корабельные канаты, в том числе и для британского флота.
  • Перед освящением воды в реке, если стояли морозы, изо льда вырубали крест или несколько крестов, делали престол. Кресты могли окрашивать, например, свекольным красным квасом. Как правило, в момент опускания священником креста в воду присутствующие выпускали голубей, производилась стрельба, а желающие купались.
Масленица
  • Масленица - неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели. Являясь древнейшим праздником, Масленица объединила языческие и христианские верования. Целую неделю распевались народные песни, казаки ходили, друг к другу в гости на блины. Организовывались показательные скачки и стрельбы. Весельем на масленицу были охвачены все. Каждый чувствовал себя членом единой казачьей семьи. Более многочисленные и длительные увеселения устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла. Пасхальные торжества начинались с вербного воскресенья. Этот день посвящался детям. В станицах, городах, слободах организовывались ярмарки с различными представлениями (ученые медведи, скоморохи, купальные представления).
Троица
  • Отмечалась у казаков и Троица. Отмечая этот праздник, как православный, чествовали распустившуюся растительность, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Для этого обязательно в субботу под Троицу косили траву (в основном чабрец) и расстилали ее в курене
14 октября –Покров Пресвятой Богородицы

Праздник казаков всех войск. Отмечается как день Победы 5,3 тыс. казаков над 150-ю тыс турок в конце сентября 1641 г. В крепости Азов

Покров
  • В этот день устраивали скачки, состязания и обязательно организовывали поминальный обед с выпивкой и песнопением в память обо всех погибших казаках.
Современные казаки Казак без веры не казак

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Характер казакаЛюбой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в
том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции
казачества.
В характере обычного казака, как народности, присутствовало
благодушие, доброта, щедрость, гостеприимство.
Одновременно, присутствовала жестокость и беспощадность к
врагу. Это порождало некоторую двойственность характера и
его перепады. Казак, обычно, был весел, шутлив и забавен, но,
неожиданно, впадал в депрессию, где становился молчалив и
недоступен. Это можно объяснить характером его жизни и
службы. А жизнь у казака сопровождалась постоянным риском,
постоянной близостью к смерти. Выпавшая радость жизни и
здоровья добавляла ему настроения, которое прекращалось, от
упоминания или воспоминания элементов его службы и
опасностей судьбы.

Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа

Не убей
Не укради
Не прелюбодействуй
Трудись по совести
Не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков
Заботься о детях своих и родителях
Дорожи девичьим целомудрием и женской честью
Помогай бедным, не обижай сирот и вдов
Не обижай сирот и вдов
Защищай от врагов свое Отечество

Обращение среди казаков

У казаков жена обращалась к мужу, только по имени и
отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж
обращался к своей супруге таким же образом. Свёкор и свекровь,
тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями.
Для казачки, явиться на людях с непокрытой головой,
считалось грехом и позором. Грехом и позором считалось
появление на людях в мужской одежде, или с короткими
волосами.
К незнакомой женщине обращение казаков зависело от её
возраста. Старшую, по возрасту, женщину казак обязан был
называть мамашей, ровесницу – сестрой, младшую по возрасту –
дочкой или внучкой. К жене - индивидуально, каждый, согласно
усвоенному порядку с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана», к
пожилым годам - нередко «мать», а то и по имени-отчеству.

Приветствовали казаки друг
Во время исполнения гимна
друга, при встрече,
Войска донского или
приподнятием головного
гимна России, казаки
убора и рукопожатием.
были обязаны снимать
Когда казак подходил к группе
головные уборы, что
других казаков, принято было
требовалось уставом.
снимать шапку, кланяться и
справляться про здоровье:
«Здорово, казаки!», «Здорово
бывали, казаки!» или
«Здоровенько буллы, казаки!».
На что получал ответ:«Слава
Богу!». В строю, на смотрах,
парадах казаки отвечали,
согласно воинского устава:
«Здравия желаю,
господин...!».

Отношения в казачьей среде

Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело.
Подать оброненное постороннему, помочь поднять,
уступить место для сидения. В застолье, казак всегда,
прежде чем съесть самому, обязан был предложить это
близсидящему. Прежде чем самому утолить жажду в
походе, казак должен был предложить это напарнику.
Отказать в подаянии нищему считалось большим
грехом. Поговорка гласила: «Лучше всю жизнь давать, чем
всю жизнь просить». Жадные люди были достойны
презрения, и к ним никогда не обращались с просьбой.
Если, в момент исполнения просьбы, дающий показывал
свою жадность, казак отказывался от услуги. Он считал,
что не стоит брать у этого человека – это не к добру.
Большим грехом считался обман, причём не только
делом, но и словом. Человек, который не сдержал своего
обещания или данного слова, терял доверие окружающих.
В казачьих старообрядческих семьях существовал
запрет на табакокурение. По выпивке тоже существовали
ограничения. Выпивать можно было только вино

Проводы казака на службу

После достижения призывного
возраста, призывник, в
течение целого года,
проходил военное обучение
при станице. Военная
подготовка проходила под
руководством казачьего
управления станицы, после
чего он приводился к
присяге.
Процедура присяги начиналась
в церкви на богослужении.
После этого, призывники
выстраивались на площади,
напротив алтаря, со
знаменем. Разрешение на
прохождение присяги давал
священник, после
исполнения молитвы.

Текст присяги, перед строем
призывников, зачитывал казак,
назначенный для этого атаманом.
Призывники повторяют
зачитанное вслух. После приема
присяги, будущие казаки
подходят к аналою или столу, с
лежащими на нем Евангелием и
Крестом.
После целования Креста и
Евангелия, они преклоняют
колена перед знаменем и целуют
его край. После подписи в книге
приема присяги, они становятся
в строй. Священник окропляет
священной водой призывников и
даёт им напутствие.

Отношение к женщине

В казачьем обществе женщина
ассоциировалась с матерью, женой
или сестрой. По чести женщины, по
её поведению измерялось
достоинство мужа, брата или отца.
Эталоном взаимоотношений мужа и
жены являлось священное писание, а
в священном писании написано
следующее: «Не муж для жены, а
жена для мужа», «Да убоится жена
мужа». При всём при этом строго
придерживались правила, что жена
не вмешивается в мужские дела, а
мужа не должны интересовать дела
женские.

Женщине было запрещено присутствовать на казачьем сборе. Для
изложения её проблем на круге, можно было привлечь отца, брата, сына,
крестного, а если у неё не осталось или не было никого, её интересы мог
представлять атаман.
Женщина была настолько уважаемым субъектом казачьего общества, что
права участия в круге ей были просто не нужны. Если женщина о чем-то
просила, ее вопросы обязательно решались. Дело в том, что, как правило,
женщина постоянно бывала одна. Муж или брат могли находиться в
походе, на кордоне. Пребывание её мужчины в доме было, как правило,
кратковременным, и на женщине лежали все хозяйственные вопросы.
В воспитании подрастающего поколения, женщине помогали не только
её родители или родители мужа, в этом деле ей помогало все население
хутора или станицы.
Если подрастающее поколение совершало какой-либо проступок, совсем
посторонний человек имел право не только сделать замечание, но и
наказать нарушителя физическим образом. После этого сообщить
родителям, которые могли еще и добавить. Еще одним полезным правилом
общежития Донских казаков был запрет на выяснение отношений, в
присутствии детей.

Казаки и родители, отношение к старшим

По настоящему непререкаемым
у казаков было отношение к
своим родителям. Родители были
настолько почитаемыми, что без
их благословения нельзя было
начинать никакую работу. Без их
благословения не принимались
решения по наиболее важным
вопросам.
Не почитать отца или мать
считалось великим грехом. Без их
согласия, без согласия родни в
целом, невозможно было решить
вопросы создания новой семьи.
Разводы у казаков были
редчайшим явлением.

Обращение к родителям
предусматривало только «Вы» - «Вы,
мама», «Вы, тату». На «вы» обращались
ко всем старшим.
При появлении старика, все
присутствовавшие вставали, казаки,
которые были в форме, прикладывали
руку к головному убору, а те, которые
были без формы, должны были встать,
снять головной убор и поклониться.
При старшем по возрасту, не
разрешалось сидеть, курить или
разговаривать (без его на то
разрешения). В присутствии старшего
не разрешалось непристойно ругаться.
Нельзя было прекословить старшему.
Молодежь должна была показывать
свою выдержку в любом случае. Слова
старшего являлись обязательными для
младшего по возрасту казака.

Гостеприимство казаков

Гость считался божьим посланцем.
Гостю за столом отводилось самое почётное место.
Гостя могли посадить даже на место старика, даже,
если он был значительно моложе. Гость мог трое
суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия
и откуда он родом. Задавать такие вопросы
считалось неприличным.
Ещё одним характерным признаком
гостеприимства является то, что в среде казаков
считалось непринятым брать в дорогу еду для себя
и для коня. На любом хуторе, в любой станице его
были обязаны накормить, даже если там не было
его родственников или сослуживцев.

Обряды и праздники

Сватовство

На глазах у понравившейся дивчины, казак-хлопец бросал
шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала
папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом или крёстным
свататься.
Гости говорили: - Люди добрые, не прогневайтесь, парень-то
мой шапку потерял, Вы часом, не находили? - Находили,
находили… - отвечает отец невесты, - вон на шубницу повесили,
нехай возьмёт и больше не теряет. Это означало, что сватовство
не состоялось – родители невесты против, на это сват мог
возразить, мол, вещь не наша, мы свою искать станем. И это
означало, что между девушкой и парнем есть сговор, и жених
будет пытаться её украсть. Несколько испугавшись такого
поворота событий, отец девушки кричал: - Эй, Марьяна! Ну-ка,
подай папаху, чья это она у нас!
Если девушка приносила шапку и клала её донышком вниз, это
означало, что она за парня идти согласна. Если папаха ложилась
на стол донышком с крестом вверх, это значило, что вопрос о
женитьбе с девушкой не согласован.

Свадьба

Молодые, выходя из церкви, проходят
под тремя «воротами».
Выйдя из дверей собора или
церкви, были ворота из двух обнаженных
клинков. Называлось это «пройти под
шашками».
Пройти под вторыми воротами: два
казака держали над головами
новобрачных снятые фуражки или
папахи. Так это и называется - пройти
под фуражками, что означало наделение
семьи и всего потомства юридической
защитой, всею полнотой законных прав,
которыми охранялась семья.
Третьи ворота образуются от
вскинутого аркой рушника, символа
семейных обычаев. После, над их
головами, обрушивался дождь зерна,
мелких монеток и конфет в бумажках.

Обряды, связанные с рождением ребенка

Казак рождался воином, и с
появлением на свет младенца
начиналась его военная школа.
Новорождённому все родные и
друзья отца приносили в дар ружьё,
патроны, порох, пули, лук и стрелы.
Эти подарки развешивались на стене,
где лежала родительница с младенцем.
По истечению сорока дней ребенка
носили в церковь для «получения
молитвы». По возвращению из церкви
домой, отец надевал на ребенка
портупею от шашки, сажал на коня и
потом возвращал сына матери,
поздравлял её с казаком.

Проводы казаков и встреча их со службы

По обычаю все уходившие на
службу казаки собирались в
церкви на молебен. Уходя на
войну, обязательно брали горсть
земли у церкви или на кладбище с
могилы отца, матери, либо в саду у
самого дома. Землю зашивали в
мешочек, привешивали к кресту на
грудь. Если казаку суждено было
быть убитым, родная земля первой
ложилась ему на грудь.
Вместе с походным атаманом и
Войском слушали обедню, молили
Николая Угодника о
покровительстве и помощи.

Праздники

Рождество
Масленица
Пасха
Иван купало

Мы являемся прямыми потомками
культурного наследия наших предков. От
нас зависит сохранение этого огромного
материала.
Поэтому мы должны не только бережно
хранить эти традиции, но использовать
их в своих семейных традициях: петь
дедовские песни, плясать народные танцы,
хорошо знать свою историю, праздники и
обряды, гордиться своими казачьими
корнями.

Слайд 1

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ КАЗАКОВ
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

Слайд 2

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.
Неписанные казачьи домашние законы: 1. Уважительное отношение к старшим. 2. Безмерное почитание гостя. 3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Слайд 3

Казак и родители
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».

Слайд 4

Отношение к старшим
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Слайд 5

Казаки и гости
Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю.

Слайд 6

Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня.
Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены. Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака.

Слайд 7

Отношение к женщине
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа.

Слайд 8

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.
Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы.

Слайд 9

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

Слайд 10

Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.
Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.
Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

Слайд 11

Казак в быту
Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.
Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины – по другую.

Слайд 12

Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.
Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Слайд 13

Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

Слайд 2

Традиционный внешний вид казаков.

По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы. Шапка играла неотъемлемую роль во внешнем виде казака. . Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовалакровавая расплата. Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Казак просто обязан был быть обаятельным, веселым, приветливым и остроумным.

Слайд 3

Встречи и проводы казаков.

По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы.

Слайд 4

Приветствия и обращения.

Приветствие звучало в трех вариантах (производных от "здорово"): "здорово дневали!" (послеобеденное время, скорей, вечер), "здорово ночевали!" (утро, до обеда), "здорово живете!" (в любое время). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.

Слайд 5

Отношение к старшим.

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Слайд 6

Поминальный обряд

Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. Хоронили казаки по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины - мужчин, женщины - женщин. На покойника одевали только новую одежду. Нательное белье шилось руками. Гроб несли на руках. Это было обязанностью сына, родственников так проводить в последний путь родителя. Хоронили на третий день. И обязательно устраивали поминки: в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.

Слайд 7

Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу –десять заповедей Христа

Не убей Не укради Не прелюбодействуй Трудись по совести Не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков Заботься о детях своих и родителях Дорожи девичьим целомудрием и женской честью Помогай бедным, не обижай сирот и вдов Не обижай сирот и вдов Защищай от врагов свое Отечество

Слайд 8

Приветствовали казаки друг друга, при встрече, приподнятием головного убора и рукопожатием. Когда казак подходил к группе других казаков, принято было снимать шапку, кланяться и справляться про здоровье: «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько буллы, казаки!». На что получал ответ:«Слава Богу!». В строю, на смотрах, парадах казаки отвечали, согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!». Во время исполнения гимна Войска донского или гимна России, казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.

Слайд 9

Отношения в казачьей среде

Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело. Подать оброненное постороннему, помочь поднять, уступить место для сидения. В застолье, казак всегда, прежде чем съесть самому, обязан был предложить это близсидящему. Прежде чем самому утолить жажду в походе, казак должен был предложить это напарнику. Отказать в подаянии нищему считалось большим грехом. Поговорка гласила: «Лучше всю жизнь давать, чем всю жизнь просить». Жадные люди были достойны презрения, и к ним никогда не обращались с просьбой. Если, в момент исполнения просьбы, дающий показывал свою жадность, казак отказывался от услуги. Он считал, что не стоит брать у этого человека – это не к добру. Большим грехом считался обман, причём не только делом, но и словом. Человек, который не сдержал своего обещания или данного слова, терял доверие окружающих. В казачьих старообрядческих семьях существовал запрет на табакокурение. По выпивке тоже существовали ограничения. Выпивать можно было только вино

Слайд 10

Проводы казака на службу

После достижения призывного возраста, призывник, в течение целого года, проходил военное обучение при станице. Военная подготовка проходила под руководством казачьего управления станицы, после чего он приводился к присяге. Процедура присяги начиналась в церкви на богослужении. После этого, призывники выстраивались на площади, напротив алтаря, со знаменем. Разрешение на прохождение присяги давал священник, после исполнения молитвы.

Слайд 11

Обращение к родителям предусматривало только «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко всем старшим. При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться. При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака.

Слайд 12

Праздники

Рождество Масленица Пасха Иван купало

Слайд 13

Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими казачьими корнями.

Слайд 14

Быт, традиции и семейные обряды казаков на Дону

Слайд 15

У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества. В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок».

Слайд 16

Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.

До исполнения 1 года стричь волосы детям у русских не принято. В годовщину рождения крестная мать с родственниками (но без родной матери)усаживала казачонка на вывернутую шубу (кошму) и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью. В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню. Третий, последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе.

Слайд 20

Важным в жизни казачонка был обряд получения первых штанов, которые он получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь.

Слайд 21

Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами. Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку. Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось».

Посмотреть все слайды

Статьи по теме