Буксировочный трюк. Как ВМФ России чуть было не остался без уникальных спасательных судов

Итальянская газета Corriere della Sera недавно опубликовала статью о странной активности российского военного субербуксира «Николай Чикер» у берегов США. Журналисты подозревают, что судно обеспечивает патрулирование российских подводных лодок и разведывательных кораблей. Между тем еще в недавнем прошлом это уникальное судно, как и его «брат-близнец», буксир «Фотий Крылов», оказались в центре скандала. Подробно об авантюре, в результате которой флот мог потерять эти суда, пишет Вадим Саранов.

Редактор LJ Media

Тут недавно наших заокеанских партнеров взволновал супербуксир Северного флота «Николай Чикер» , который был замечен у берегов Флориды. Говорят, что обеспечивает патрулирование подводных лодок и разведывательных кораблей. Между тем, «Чикер» один из моих самых любимых пароходов, на нем был, «мед-пиво пил». Через четыре года, работая обозревателем в «Версии», нарыл очень интересные документы по авантюре, в которую тогдашние флотоводцы втянули «Чикера» и его «систершипа» «Фотия Крылова». Все шло к тому, что мы вовсе можем остаться без этих судов. Но обошлось, не исключаю, что определенную роль сыграло и это расследование. Есть хороший повод вспомнить. Итак.

Когда в кормовых отсеках «Курска» погибали оставшиеся в живых моряки, а адмиралы объясняли свою беспомощность то «сильными придонными течениями», то «трещинами на комингс-площадке», общественность всерьез задумалась о состоянии аварийно-спасательных сил флота. Смысл многочисленных телерепортажей и газетных публикаций сводился к одному - аварийно-спасательной службы как дееспособного организма у нас нет.

Тогда же в ряде российских изданий прошла очень любопытная информация. В частности, говорилось, что при загадочных обстоятельствах в начале 90-х годов из Владивостока мошенниками из некоей фирмы «Интертаг» были «угнаны уникальный спасательный буксир «Фотий Крылов» и спасательный буксир СБ-408. О дальнейшей их судьбе были лишь отрывочные сведения.

Мы решили провести собственное расследование этой странной истории. Собранные в ходе него документы и показания очевидцев оказались весьма интересными. Афера, о которой пойдет речь ниже, не только нанесла и продолжает наносить России убытки, исчисляющиеся десятками миллионов долларов, но и чуть было не привела к международному вооруженному конфликту.

Подкат

В конце 1991 года во Владивостоке обосновалась некая фирма «Интертаг Лтд». Согласно документам, она входила в состав греческой судовладельческой компании ЕМЕХ SA. Свое будущее компания видела в тесном сотрудничестве с Тихоокеанским флотом. Вернее, в дивидендах с использования его судов обеспечения.

Надо сказать, что время было выбрано весьма удачно. Флот уже начал ощущать серьезные проблемы с финансированием -на содержание и ремонт кораблей денег почти не хватало. Где их искать? В начале 1992 года свет увидела директива главкома ВМФ Чернавина, призывающая командование флотов максимально использовать внебюджетные источники для пополнения флотской казны. В том числе и за счет аренды судов вспомогательного флота. Уже 23 апреля 1992 года компания ЕМЕХ SA направила в адрес командующего Тихоокеанским флотом адмирала Хватова предложение о сотрудничестве. В частности, о сдаче в аренду спасательных буксиров «Фотий Крылов» и СБ-408 (далее мы будем говорить в основном о СБС «Фотий Крылов» - судьбы этих кораблей одинаковы).

Исполин

Чтобы понять, что такое «Фотий Крылов», на нем необходимо хоть раз побывать. Автору статьи это удалось. Правда, это был не сам «Фотий Крылов», а его «близнец» (как принято говорить, sister ship) - спасательный буксир «Николай Чикер», который на тот момент базировался в Североморске.

Первая мысль, которая возникла после того, как я ступил на палубу: «Ведь могут строить, если захотят!» Как выяснилось позже, буксир строили финны...

«Николай Чикер» в штормовом море

(Наша справка : спасательные буксиры «Николай Чикер» и «Фотий Крылов» были построены в 1989 году в Финляндии по заказу Военно-морского флота СССР. Их предполагалось использовать в первую очередь для буксировки крупнотоннажных кораблей, то есть авианосцев, и проведения спасательных операций. Постройка этих двух судов обошлась Военно-морскому флоту в 50 миллионов долларов).

На судне поражает все. В первую очередь - интерьер внутренних помещений. По сравнению с нашими кораблями - земля и небо. Кондиционеры, отдельные санузлы в каждой каюте, хорошая мебель. Как говорится, максимальная забота о людях.

Но все это ничто по сравнению с техническими возможностями судна. Сразу после постройки во время испытаний оно было занесено в Книгу рекордов Гиннесса как судно, способное создать самое мощное тяговое усилие при буксировке. Мощность силовой установки составляет 25 000 лошадиных сил. Эти характеристики, а также особенности конструкции позволяют ему буксировать суда водоизмещением до 250 тысяч тонн при волнении моря в восемь баллов со скоростью четыре узла. Показатели до сих пор непревзойденные.

Хотя назвать это судно просто буксиром, пусть и самым мощным в мире, язык не поворачивается. Это целый спасательный комплекс. Установленное на нем водолазное оборудование позволяет производить сложные глубоководные работы. Он оснащен барокамерой, гидрокостюмами, подводными телекамерами, средствами для размывки грунта, подводной сварки и резки, металлоискателями.

Помимо всего судно способно подавать на терпящие бедствие корабли пламегасящую жидкость, с помощью собственных установок тушить пожары. Откачивать воду. На нем даже есть своя вертолетная площадка!

Безусловно, «Фотий Крылов», которому на тот момент исполнилось всего лишь три года, представлял собой очень и очень лакомый кусок. И процесс пошел...

Аренда

Конечно же, командование Тихоокеанского флота отнеслось к предложению российско-греческой фирмы весьма осторожно. Для начала ее «пробили». В ответ на специальный запрос 26 марта 1992 года российское торгпредство в Греции направило в адрес командующего ТОФ адмирала Хватова телеграмму, где назвало компанию ЕМЕХ SA вполне достойным партнером. Вопрос был решен. Уже 4 апреля 1992 года между флотом, от лица которого выступал начальник поисково-спасательной службы ТОФ капитан 1-го ранга Борис Косик, и компанией «Интертаг Лтд» (которая действовала от лица ЕМЕХ SA) был заключен договор об аренде СБС «Фотий Крылов».


«Фотий Крылов» в аренде у греческих судовладельцев, 2001 год

Срок аренды составлял 1 год с последующей пролонгацией, стоимость - 461 600 рублей на ходу и 298 137 рублей на стоянке ежемесячно. Помимо этого согласно договору флот получал более половины валютной выручки. Также компания брала на себя затраты на текущий ремонт и обслуживание судна. Экипаж «ФотияКрылова» оставался прежним. 6 июня 1992 года после завершения всех формальностей «ФотийКрылов» покинул порт Владивостока. Все были довольны.

Угнали!

Идиллия длилась недолго. В конце 1992 года по флоту пронеслось тревожное известие. Агентурные источники донесли, что ни «Фотия Крылова», ни СБ-408 уже и в помине нет. В июле 1992 года они были переименованы в Giant и Hulk соответственно. Что самое страшное - на судах был спущен российский и торжественно поднят мальтийский флаг. Был буксир - нет буксира. Угнали!!!

Москва отреагировала жестко. Телеграмма главкома ВМФ (N 743/4/080 от 11.02.93) на имя командующего ТОФ обязывала незамедлительно приостановить договор об аренде и «принять меры к немедленному возвращению судов во Владивосток». На «Интертаг» решение главкома никак не подействовало. И на то фирма имела вполне резонные основания - договор мог быть расторгнут только по решению суда. Тогда командование ТОФ решило надавить на капитана «Фотия Крылова» Зайцева.

27 марта им была получена телеграмма следующего содержания: «Главнокомандующий ВМФ приказал отряду в составе МБ „Калар“ и СБС „ФотийКрылов“ выйти из порта Сингапур и следовать в порт Камрань (база ТОФ во Вьетнаме). Старший на переходе - капитан 2-го ранга Омахин». Опять облом. «Только через суд!» - такой была позиция "Интертага«.Участники сделки постепенно втягивались в долгий судебный процесс. Только «Интертаг» не учел одного. Для наших адмиралов приказ главкома превыше всего.

Люди в масках

Дни экипажа СБС «Фотий Крылов», который был арестован на внешнем рейде порта Сингапур до полного окончания разбирательства в Арбитражном суде, тянулись мучительно долго. Каждый из них был похож на предыдущий, разве что была замечена какая-то необычная для здешних широт активность боевых кораблей. Своими силуэтами и развевающимися на флагштоках Андреевскими флагами они до боли напоминали корабли Военно-морского флота России. «Свои», - радостно думали моряки. Как в такие минуты не вспомнить о доме!

«Свои» появились 1 июня 1993 года. Откуда они появились, не успел понять никто. Несколько человек в снаряжении боевых пловцов быстро рассредоточились по судну и на чисто русском языке потребовали от капитана Зайцева сниматься с якоря и «идти в Камрань». На что капитан Зайцев ответил категорическим отказом: «Я давал расписку консулу, что не покину порт», - заявил он нежданным посетителям. В это время радист уже оповещал эфир о захвате судна...

Спустя несколько минут к борту буксира причалил катер береговой охраны Сингапура. Диалог был коротким. Главный «своих» сказал, что это судно ВМФ России и он имеет приказ вернуть его в порт. Однако после ознакомления с документами пограничники под угрозой применения оружия потребовали от «своих» немедленно убраться с корабля. По словам очевидцев, последние убрались так же неожиданно, как и появились. Что же это были за документы? Но об этом чуть позже.

Руководство «Интертага» на инцидент отреагировало немедленно и накатало жалобу в Главную военную прокуратуру и главкому ВМФ Громову. Вот цитата из этого письма: «Экипаж корабля ВМФ, находящегося в порту Сингапур, осуществил захват СБС „Фотий Крылов“. Местные органы правопорядка через несколько минут восстановили статус-кво. Им пришлось прибегнуть к угрозе применения огнестрельного оружия. К счастью, обошлось без жертв». Россия еще никогда не была так близка к войне с Сингапуром.

Цирк

Между тем судебный процесс набирал обороты. В том, что флот дело выиграет и контракт будет расторгнут, а корабли вернутся в родную базу, не сомневался никто. «Ингертаг» не имел никакого права на подъем иностранного флага и переименовывание судов без ведома ВМФ. Мы бы не стали вам рассказывать о перипетиях этого дела, если бы не один важный момент.

Как вы думаете, каким был основной довод истца - ПСС ТОФ, который на основании приказа главкома ВМФ требовал расторжения договора об аренде? Нет, в исковых заявлениях не было ни слова о незаконном переименовании судов и поднятии на них иностранного флага. Флот давил на то, что «Интертаг»... не соблюдает условий о своевременном внесении арендной платы. К заявлениям прилагались счета, справки, договоры. Не находите ли вы это странным? У вас угоняют корабль, поднимают на нем чужой флаг, а вы говорите о какой-то арендной плате? Ничего странного в этом не было.

Заговор

«Интертаг» не только имел все права на подъем иностранного флага. «Интертаг» вообще мог сделать с этими судами все, что угодно. Продать, утопить, сжечь или отправить на Луну. Потому что полноправным владельцем буксиров был «Интертаг». И только «Интертаг». Ни флоту, ни Российской Федерации они уже не принадлежали. Аренда была лишь прибытием авантюры, провернутой флотскими чиновниками и их российско-греческими подельниками.

Все было состряпано до умиления просто и предельно цинично. Не имея на то абсолютно никаких прав и полномочий, командование Тихоокеанского флота списало с баланса эти суда и передало их в собственность «Интертагу». Это был подлог. Генеральный акт «О передаче спасательного судна «Фотий Крылов» во владение судоходной компании «Интертаг Лтд» датирован 29 марта 1992 года. Такой же документ чуть раньше был оформлен и на СБ-408. Под документами - подпись начальника ПСС ТОФ капитана 1-го ранга Бориса Косика. Интересно, во сколько обошелся предпринимателям росчерк его пера?

Простая бумажка. Ни денег, ни гарантий, ни обязательств флот взамен не получил. Были буксиры - нет буксиров.

Где «Фотий»?

А дальше события развивались стремительно. Заполучив акт о передаче «Фотия Крылова» и СБ-408, «Интертаг» спустя считанные дни оформил на них свидетельства о праве собственности. С этого момента «арендаторы» превратились в полноправных владельцев буксиров. 5 и 18 июня 1992 года соответственно буксиры были исключены из Государственного судового реестра. Теперь их можно было продавать.


«СБ-408» после возвращения в Россию, С. Папирник, 2008 год

Продажу усложнял тот факт, что суда по-прежнему оставались под российским флагом. Флаг решили поменять. На мальтийский. Для этого в июне 1992 года на Мальте специально создается фирма ЕМЕХ Hulk Тоwing and Salvage, которая 26 июня 1992 года получила от «Интертага» оба буксира по цене... 1 доллар за каждый. Буксиры были выставлены на торги. В итоге уже в декабре 1992 года в результате манипуляций на фондовом рынке управление буксирами взяла на себя греческая судоходная компания Tsavliris Group. Продано!

Возврата нет

По правде говоря, я с трудом удерживался от смеха, когда знакомился с материалами этого дела. В грандиозном спектакле, организованном мошенниками, участвовали даже морские спецназовцы и сингапурские пограничники, которые чуть не перестреляли друг друга на борту «Фотия Крылова». В роли обманутого оказался ни много ни мало сам главком Военно-морского флота, который свято верил (мы надеемся) в то, что буксиры по-прежнему принадлежат ВМФ, сдаются в аренду, и приказывал эту аренду во что бы то ни стало прекратить. К таким же выводам приходили многочисленные столичные финансовые проверки. Никому не могло прийти в голову, что буксиры уже не имеют ничего общего с Военно-морским флотом России.

Одурачены были и судьи Арбитражного суда. 2 июля 1993 года Арбитражный суд Приморского края постановил расторгнуть договор о несуществующей аренде. Также суд требовал вернуть суда во Владивосток. Сделать это было практически невозможно.

Миссия невыполнима

Когда авантюра открылась (капитан 1-го ранга Косик отделался увольнением в запас), в то, что суда вернутся во Владивосток, уже не верил никто. Это было практически невозможно. Флот с легкой руки его представителя не являлся их владельцем, а доказать, что буксиры сбагрили по подложным документам, было крайне тяжело. Да и не хотели позориться на весь мир. Более того, новый владелец судов компания «Цавлирис» (Tsavliris) по всем правовым нормам являлась их «добросовестным приобретателем». В том смысле, что приобретенное компанией имущество убыло из владения собственника по его же воле. Судебная перспектива этого дела была крайне туманна. Так, по нашим данным, за содействие в возврате «Фотия Крылова» одна греческая адвокатская контора запросила 10 миллионов долларов.


«Фотий Крылов» под кипрской регистрацией, radioscanner. ru

Компания «Цавлирис» была безгранично рада приобретению. «Фотия Крылова» новые владельцы классифицировали мега-буксиром и окрестили его Tsavliris Giant («Цавлирис-гигант»), СБ-408 получил имя Tsavliris Hulk («Цавлирис-богатырь»). Буксиры тут же включились в работу и стали приносить хозяину хорошие деньги. Греки были готовы стоять за них насмерть. Казалось бы, суда потеряны безвозвратно. Но история имела неожиданное продолжение.

Отмывание буксиров

В начале 1995 года на командование Военно-морского флота с интересным предложением вышла компания «Совфрахт». Компания за вполне скромную мзду (по нашим данным, около 600 тысяч долларов) обещала в судебном порядке вернуть ВМФ оба буксира. Флот согласился.

И к середине 1995 года «Совфрахту» это действительно удалось! Буксиры вновь стали российскими. Невероятно. Почему «Цавлирис», который являлся владельцем буксиров, отдал их с такой легкостью? Ничего удивительного в том не было. По версии нашего источника в штабе Тыла ВМФ, передача буксиров была не более чем формальностью. Тень русской мафии падала не только на них, но и на репутацию всей компании. Буксиры решили отмыть.

На родину они, естественно, не вернулись. Так и остались у «Цавлириса». Чуть позже было создано совместное предприятие «Цавлирис-Рус». Правда, теперь греки управляли буксирами на правах аренды. Была и назначена арендная плата. Смешная плата.

Большой бизнес

В ходе работы над этим материалом я сделал для себя несколько удивительных открытий. Во-первых, было очень интересно узнать, что, по данным авторитетнейшей американской морской брокерской компании Маrсоn International Inc., ориентировочная ставка аренды судов класса «Фотий Крылов» на ходу равна 1 доллару США за каждую лошадиную силу в сутки. В «Фотии Крылове» таковых 25 тысяч. То есть 25 тысяч «зеленых» каждые сутки. То есть если судно выполняет буксировку продолжительностью 60 суток, то это полтора миллиона долларов. Второе открытие касалось того, что спасение терпящих бедствие гражданских судов - это вам не просто акт милосердия, а очень и очень прибыльный бизнес. Согласно Международному кодексу торгового мореплавания сумма вознаграждения за спасение судна может достигать половины стоимости спасенного судна и его груза. То есть, если ваша фирма спасла японский танкер стоимостью 50 миллионов долларов, теоретически вы можете претендовать на 25 млн. Практически же вознаграждение за спасение составляет около 15-20 процентов стоимости.

И наконец, весьма любопытным оказался тот факт, что спасательные суда могут зарабатывать деньги, вовсе не отходя от причала. Это если они находятся в составе дежурных спасательных сил в районах с оживленным мореплаванием. Платят правительства прибрежных государств. Платят щедро. Все тот же доллар за лошадиную силу. Так сколько же зарабатывает «Фотий Крылов» ежегодно?

Человек из Москвы

Опрошенные нами эксперты были единодушны: не менее 8-12 миллионов долларов в год. Это чистая прибыль. А сколько компания «Цавлирис» платит Военно-морскому флоту России? Чуть меньше: 900 тысяч долларов. Вот и считайте, насколько выгодным получается сотрудничество...

В 2001 году с этими цифрами был ознакомлен и главком ВМФ адмирал Куроедов. Как раз в 2001 году истекал срок договора об аренде. Решение Куроедова было на первый взгляд логичным: «Аренду продлевать не будем». Буксир стали готовить к выставлению на торги на более выгодных для флота условиях.

В феврале 2002 года специальный представитель ВМФ России, который занимался этими вопросами, отправился в Пирей. На рекогносцировку. Его появление вызвало настоящую панику в стане «Цавлириса». Местная печать запестрела отчаянными заголовками: «Русские останутся на буксире у «Цавлириса». Греки ну никак не хотели расставаться со столь прибыльными судами.

К середине 2002 года все необходимые формальности для сдачи буксиров в аренду на более выгодных флоту условиях были соблюдены. Нашлись и потенциальные арендаторы. Так, например, крупная международная буксировочная компания 1ТС, которая специализируется на буксировках и спасении судов, направила в адрес командования ВМФ предложение о сотрудничестве, в котором оценила реальную стоимость аренды «Фотия Крылова» в 2, 7-3 миллиона долларов в год. То есть втрое больше, чем платили греки. Выгода была явной.

Но тут произошло непредвиденное. Летом 2002 года адмирал Куроедов резко изменил свою позицию и отменил решение о разрыве отношений с компанией «Цавлирис». Был заключен новый договор со сроком аренды до 2005 года. Несколько выросла и ставка аренды. Теперь она составляла не 900 тысяч долларов. А чуть больше - 1 миллион долларов...


«Николай Чикер» в аренде, Mac Mackay photo, 2001 год

Что же произошло в душе адмирала Куроедова? Говорят, что «на него надавили». Это чем же? По другой версии, главком и вовсе не хотел отнимать у греков буксиры. Просто дал понять, что «надо делиться». В пользу этой версии говорит тот факт, что годом раньше «Цавлирис» заполучил в аренду однотипный «Фотию Крылову» спасательный буксир «Николай Чикер». Ставка аренды была такой же: 1 миллион долларов США в год. Поделились?!

Хотя все это лишь домыслы. Пусть и небеспочвенные. Поговорим о вещах более осязаемых.

Под чьим флагом?

Так кому же на самом деле сегодня принадлежит «Фотий Крылов»? Формально, что и подтверждают все документы, Военно-морскому флоту России. Более того, согласно одному из основных требований договора об аренде и сообщениям СМИ «Фотий Крылов» плавает под российским флагом. Но так только кажется.

В ходе расследования мы получили крайне интересный документ. Это выписка судового реестра Республики Кипр, датированная 1 января 2003 года. В ней за номерами 1МО 8613346 и 1МО 8126563 мы нашли знакомые названия FOTYI KRYLOV и SB-408. Буксиры зарегистрированы на Кипре. Следовательно, и плавают под кипрским флагом. В двух государствах одновременно судно зарегистрировано быть не может. Если адмиралу Куроедову об этом неизвестно, милости просим в редакцию.

PS. Кабальная аренда «Чикера», «Крылова» и «СБ-408» закончилась лишь в 2008 году, буксиры вернулись в места постоянного базирования - Североморск и Владивосток. О том сколько денег недополучил флот в результате аферы с их арендой сегодня уже никто не вспоминает.

Видео. Николай Чикер буксирует в штормовом море ТАВКР «Адмирал Кузнецов», 2015 год

«Фотий Крылов» (СБ 135) - океанский спасательный буксир в составе Тихоокеанского флота ВМФ России. Назван в честь контр-адмирала Фотия Ивановича Крылова, начальника ЭПРОНа и Аварийно-спасательного управления ВМФ СССР в 1932-1943 годах. Изготовлен на финляндской верфи Холлминг Лтд вместе с пароходом-близнецом «Николай Чикер» по заказу ВМФ СССР, спущен на воду в 1989 году. По развиваемой тяговой мощности (291 тонна) занесён в Книгу рекордов Гиннесса, как самый большой и мощный буксир на Земле.


Способен транспортировать суда водоизмещением до 250 тысяч тонн при 8-балльном волнении моря со скоростью 4 узла, что позволяет ему обслуживать суда всех типов в широком погодном диапазоне.

«Фотий Крылов» (проектное название СБ 135) был изготовлен на верфи Холлминг Лтд (ныне компания STX Europe) в финском городе Раума в 1989 году по заказу ВМФ СССР. Вместе с однотипным буксиром «Николай Чикер» (СБ 131) образует тип кораблей «Фотий Крылов». Постройка двух судов обошлась Советскому Союзу в 50 миллионов долларов. В 1993 году «Фотий Крылов» вместе с буксиром СБ 408 были сданы в аренду компании Интертаг ЛТД за 1 доллар и впоследствии несколько раз незаконно перепроданы. Последним обладателем судна стала греческая компания «Цавлирис» (Tsavliris), которая использовала его для выполнения спасательных работ в Атлантическом океане, при ней судно имело название «Tsavliris Giant» и ходило под флагом Азорских островов. После безуспешных попыток разыскать «Фотия Крылова» командование ВМФ обратилось в компанию Совфрахт, которая нашла судно. Потребовалось несколько судебных процессов, после которых судно было возвращено России и передано компании Совфрахт-Владивосток в 2003 году. На оформление документов и техническое обслуживание ушло несколько лет. В 2008 году «Фотий Крылов» вновь заступил на дежурство в составе Тихоокеанского флота России. С января по март 2009 года буксир в составе отряда кораблей во главе с большим противолодочным кораблём «Адмирал Виноградов» участвовал в патрулировании Аденского залива для защиты кораблей от пиратов. В июне 2010 года вместе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг», флагманом Тихоокеанского флота, и танкером «Борис Бутома» совершил дружественный визит в американский порт Сан-Франциско.
Корабль оснащён целым комплексом, предназначенным для выполнения спасательных работ. На носовой части судна расположена вертолётная площадка, способная принимать вертолёты с пострадавшими 24 часа в сутки и производить их дозаправку. Для выполнения подводных работ на судне имеются барокамера, водолазное снаряжение, подводные камеры, устройства для размывки грунта, сварки и резки металла под водой, металлоискатели. «Фотий Крылов» оборудован устройствами для тушения пожара на других судах с помощью пламегасящей жидкости. Медицинская служба представлена операционной и тремя больничными палатами. Мостик судна оборудован тремя пультами управления, что позволяет управлять им при необходимости с правого и левого бортов или с кормы.



Спасательный буксир "Фотий Крылов" и БПК "Адмирал Виноградов"
Время съемки: 15 февраля 2012



Буксир - спасатель "Фотий Крылов"
Время съёмки: 13 июня 2011

Шикарно снято и смонтировано!
Хотелось бы сделать акцент на капитане (думается мне, что это он). Спокойный, уверенный в команде и в возможностях судна. Таким должен быть настоящий капитан.

Погода нормальная, видали и похуже, всё идёт по плану.


Эх, в этот раз долго тащить будем. Здоровый "попался". Рутина.

Естественно, заинтересовался самим буксиром и немножко нарыл информации про этого Героического Малыша:

«Фотий Крылов» , проектное название СБ 135 (проект Р-5757 ) - океанский спасательный буксир в составе Тихоокеанского флота ВМФ России, был изготовлен на верфи «Холлминг Лтд» (ныне компания STX Europe) в финском городе Раума в 1989 году по заказу ВМФ СССР. Вместе с однотипным буксиром «Николай Чикер» (СБ 131) образует тип судов «Фотий Крылов». Постройка двух судов обошлась Советскому Союзу в 50 миллионов долларов.

По развиваемой тяговой мощности в 291 тонну занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой и мощный буксир на Земле . Способен транспортировать суда водоизмещением до 250 тысяч тонн при 8-балльном волнении моря со скоростью 4 узла, что позволяет ему обслуживать суда всех типов в широком погодном диапазоне.

Одни корабли и суда обладают невероятной мощностью, другие - удивительной точностью. У морского буксира "Николай Чикер" есть и то и другое. Он использует свою мощность и феноменальную маневренность. Винто-рулевые колонки специального судна демонстрируют удивительные возможности. Морские буксиры закрепляются к буксируемому судну при помощи каната. Он толще руки и сделан из материала под названием стиллайдер.

Морской буксир "Николай Чикер" создает огромное тяговое усилие. Движение обеспечивают не только дизельные двигатели. Каждый трехметровый винт помещен в разомкнутый цилиндр, что осуществляет направленность действия и создает количество производимой тяги. Это означает, что на морской буксир воздействует и тяговое и вращающее усилие. Именно сила тяги буквально «вгрызается» в воду, поэтому его мощность столь велика.

Судно оснащено рядом комплексов предназначенных для выполнения спасательных работ, в том числе подводных - барокамера, водолазное снаряжение, дистанционные подводные видео камеры, устройства для размывки грунта, сварки и резки металла под водой, металлоискатели. «Фотий Крылов» оборудован устройствами для тушения пожара на других судах с помощью пламегасящей жидкости. Медицинская служба представлена операционной и тремя больничными палатами. На носовой части судна расположена вертолётная площадка, способная принимать вертолёты с пострадавшими 24 часа в сутки и производить их дозаправку.

Мостик судна оборудован тремя пультами управления, что позволяет управлять им при необходимости с правого и левого бортов или с кормы.

Технические характеристики морского буксира "Николай Чикер" (брат близнец "Фотий Крылов"):
Длина - 98,8 м;
Ширина - 19,45 м;
Осадка - 7 м;
Водоизмещение - 5250 тонн;
Судовая силовая установка - четыре дизельных двигателя «Wartsila» мощностью 24480 л. с.;
Дальность плавания - 20 000 км;
Скорость - 18,2 узла;
Экипаж - 46(50) человек;


Как безопасно отбуксировать в гавань нефтеналивной танкер или сухогруз водоизмещением 100 тысяч тонн и более, если он не может двигаться по техническим причинам?
При столкновении такое грузовое судно может нанести очень большой ущерб. Даже не каждому буксиру это по плечу.

Поэтому для этого нужен один из самых мощных морских буксиров в мире «Фотий Крылов». Его цель спасение кораблей и судов, у которых возникли серьезные неполадки в судовой установке или буксировка крупнотоннажных судов, находящихся далеко в море, так как высота волн не позволяет его собратьям - портовым буксирам сделать это.

Самое большое в мире буксирное судно, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса, «Фотий Крылов» относится к специальным океанским судам, и было построено на верфи «Rauma», Финляндия в 1989 году. по заказу Военно-морского флота СССР в 1989 году. Свое название получил в честь знаменитого контр-адмирала Фотия Ивановича Крылова.
Тактико-технические характеристики тип «Фотий Крылов»
Водоизмещение: т 7000
Длина, м: 99
Ширина, м: 19,5
Скорость, узлов: 19,5
Экипаж, чел.: 50
Вертолеты: 1

После нескольких незаконных перепродаж, буксир исчез из поля зрения российских властей. Долгое время под греческим флагом участвовал в спасательных операциях в водах Атлантического океана. Лишь в 2003 году после долгих поисков и громких судебных разбирательств самый мощный буксир мира вновь стал на охрану морского пространства в составе Тихоокеанского флота.
Одни корабли и суда обладают невероятной мощностью, другие - удивительной точностью. У морского буксира «Фотий Крылов» есть и то и другое. Он использует свою мощность и феноменальную маневренность. Винто-рулевые колонки специального судна демонстрируют удивительные возможности. Морские буксиры закрепляются к буксируемому судну при помощи каната. Он толще руки и сделан из материала под названием стиллайдер.
Морской буксир «Фотий Крылов» создает огромное тяговое усилие. Движение обеспечивают не только дизельные двигатели. Каждый трехметровый винт помещен в разомкнутый цилиндр, что осуществляет направленность действия и создает количество производимой тяги. Это означает, что на морской буксир воздействует и тяговое и вращающее усилие.
Именно сила тяги буквально «вгрызается» в воду, поэтому его мощность столь велика. Мощность определяется швартовыми испытаниями. Буксир «Фотий Крылов» показал 250 тонн. Это рекорд среди буксиров.
Все тяговое усилие отображается на мониторах ходового мостика. Управляется двумя простыми джойстиками. Масса буксируемого судна имеет огромную инерционную силу, поэтому морским буксирам необходимо достаточно мощности, чтобы ее контролировать.

За свою верную морскую службу морской буксир «Фотий Крылов» принадлежал нескольким компаниям и носил различные имена «TSAVLIRIS GIANT» с 1992 по 1995 годы, когда принадлежал греческой компании «Tsavliris Salvage International»; с 2003 принадлежит акционерному обществу «Sovfracht» и находится во Владивостоке, но к сожалению, с 2005 года неподвижный, так как проходит техническое обслуживание.

В качестве спасательного судна буксир «Фотий Крылов» принимал участие в известных всему миру спасательных операциях, одним из них было спасение аварийного балкера у побережья ЮАР, предотвратив этим экологическую катастрофу.
Хотя назвать это судно просто буксиром, пусть и самым мощным в мире, язык не поворачивается. Это целый спасательный комплекс. Установленное на нём водолазное оборудование позволяет производить сложные глубоководные работы. Он оснащён барокамерой, гидрокостюмами, подводными телекамерами, средствами для размывки грунта, подводной сварки и резки, металлоискателями.

Помимо всего судно способно подавать на терпящие бедствие корабли пламегасящую жидкость, с помощью собственных установок тушить пожары.
Вертолетная площадка поддерживает всепогодную 24-часовую операцию вертолета с дозаправкой. Полностью оборудованная операционная и три больничных палаты

Самые большие морские буксиры «Фотий Крылов» и «Николай Чикер» таскают и толкают большие корабли. Нефтяным танкерам, сухогрузам или контейнеровозам в море достаточно места, но зайти в гавань самостоятельно они не могут. Да в этом и нет необходимости, иначе морские буксиры останутся без работы.

В настоящее время легендарный буксир «Фотий Крылов» находится в доке номер три «Дальзавода». Там проводятся ремонтные работы и сервисное обслуживание буксира. Осуществлена покраска подводной и наружной части корпуса, проведена замена якорных цепей, ведутся исследования состояния рулевого аппарата.

В истории Аварийно-спасательной службы северной экспедиции ЭПРОН (ЭПРОН — АСС) было три человека, которые внесли наибольший вклад в её становление и развитие. Это контр-адмиралы Фотий Иванович Крылов, Александр Алексеевич Фролов и Николай Петрович Чикер. В моём рассказе речь пойдёт о нашем земляке — сиверчанине Николае Чикере.

Николай Петрович Чикер основную часть своей сознательной жизни посвятил ЭПРОН — АСС. После окончания в 1936 году Ленинградского кораблестроительного института он был направлен для прохождения службы в Каспийскую экспедицию ЭПРОН, где проявил себя незаурядным корабельным офицером и хорошим организатором. В 1938 году служил в Балтийской экспедиции ЭПРОН.
В 1939 г. Николай Петрович, по ходатайству академика А.И. Крылова, который видел в нём незаурядного специалиста-инженера, поступил учиться в Военно-морскую академию, которую и закончил в 1942 г.

В 1942 г. бригадой авторов, которую возглавлял Николай Петрович, была создана «Справочная книга по аварийно-спасательному, судоподъёмному и водолазному делу». В 1960-е годы под руководством Н.П. Чикера был написан второй справочник «Специалист АСС ВМФ». В обоих случаях Николай Петрович был организатором и мозгом творческого коллектива. В период 1948-1956 гг. Н.П. Чикер был заместителем начальника НИИ АСС и сделал многое для его становления и развития. В это же время, в 1949-1950 гг., он возглавил работы по подъёму лайнеров на Балтике у побережья Германии. Эти работы по постановке крупнотоннажных судов на ровный киль и их подъёму выполнялись по проектам, разработанным на основании идей Н.П. Чикер.
За разработку и коренное усовершенствование методов подъёма крупнотоннажных судов группа специалистов во главе с руководителем Н.П. Чикером была удостоена Сталинской премии за 1950 г.
Большой период деятельности Николая Петровича связан с Черноморским флотом. Сразу после освобождения Крыма, а затем и остального Черноморского побережья, возникла задача подъёма большого количества затопленных кораблей и судов, а, следовательно, разработки проектов судоподъема. Для этих целей под Москвой в г. Зеленодольск под руководством Н.П. Чикера было создано проектное бюро.

29 октября 1955 г. — в Севастопольской бухте в результате подводного взрыва опрокинулся и затонул линейный корабль «Новороссийск». В январе 1956 г. Н.П. Чикера назначили командиром экспедиции особого назначения ЭОН-35 по подъёму линкора. Генеральный план подъёма корабля был разработан Н.П. Чикером. Он был руководителем всех работ на линкоре, включая его перевод из Севастопольской бухты в бухту Казачья.

В августе 1957 г. на Чёрном море на глубине 83 метров затонула подводная лодка М-351 проекта А-615. Работы по спасению подводной лодки выполняло спасательное судно «Бештау». На него прибыли командующий Черноморским флотом В.А. Касатонов и сопровождающие его адмиралы и офицеры. Но настолько был велик авторитет Чикера, что главнокомандующий ВМФ приказал найти Николая Петровича (он ехал в поезде Ленинград — Мурманск) и самолётом доставить на место аварии. Через 15 часов после аварии подводной лодки Н.П. Чикер прибыл на СС «Бештау», вступил в непосредственное руководство спасательными работами. За 84 часа М-351 была поднята с полным составом экипажа.


В мае 1959 г. ему было присвоено звание контр-адмирал. Н.П. Чикер продолжал свою работу на самых трудных участках спасательных работ. В 1962 г. под его руководством подняты две аварийные подводные лодки на Северном флоте. В успехе уникальных работ по подъёму в 1969 г. в Баренцевом море с глубины 200 метров подводной лодки С-80 с использованием СПС «Карпаты» есть большая доля сил, знаний и опыта Н.П. Чикера.
В 1963 году, после неоправданного объединения ВФ и АСС ВМФ Н.П. Чикер был назначен заместителем начальника этой организации и прослужил до увольнения в запас по возрасту в январе 1972 года. Весь этот период был насыщен энергичной работой на флотах, заботами о проектировании и строительстве новых типов спасательных судов, подводных аппаратов, спасательной и водолазной техники. Плоды этой работы видны и сейчас.
Жизнь этого обаятельного человека, строгого к себе, внимательного и отзывчивого к людям, высококультурного и грамотного морского офицера, большого труженика и безупречного семьянина, была непростой.
Николай Петрович Чикер родился 9 августа 1910 года в семье фельдшера, в посёлке Сиверская близ Петербурга. Окончив школу, рабфак, он сочетал работу на заводах с учёбой в институте, который сумел окончить с оценкой «отлично». Затем длительные годы жизни, полной тяжёлых физических и моральных нагрузок, на авариях, других работах в морях, служба в ЭПРОН — АСС.
Были и личные невзгоды — Николай Петрович и верная подруга всей его жизни Надежда Андреевна потеряли единственного сына Юрия в 35-летнем возрасте.
Не обошли Н.П. Чикера и невзгоды сороковых годов. Родная сестра Николая Петровича в 1941 году вместе с «другом» — народным артистом СССР Печковским — ушла к немцам и, будучи его аккомпаниатором, выступала в городах Германии и на оккупированной фашистами территории СССР. Николай Петрович (в этом ещё раз проявилась его безукоризненная порядочность) не отрёкся, а усыновил тогда сына сестры, своего племянника. Что это значило в то время, известно: недоверие, задержки в назначении на высшие должности, многое другое. Но ничто не сломило Николая Петровича Чикера. Он всегда оставался в центре событий, был энергичен и открыт, вёл активную научную и общественную работу.
Н.П. Чикер был другом и заместителем знаменитого Жак-Ива Кусто по международной федерации подводной деятельности, членом ЦК ДОСААФ двух созывов, членом редколлегии издательства «Судостроение». Автор книги «Служба особого назначения», ряда трудов и статей по аварийно-спасательному делу. С 1974 г. — бессменный председатель президиума Совета ветеранов АСС ВМФ.
В его последний, 75-летний юбилей в августе 1985 г., сотни коллег и учеников Николая Петровича участвовали в его чествовании в зале ЦКБ «Малахит», затем в 40-м НИИ. А на следующий день было обильное застолье в родной Сиверской. За столом сидел юбиляр — красивый, с гордо посаженой головой человек, немного смущённый, но с ясным, полным ума взглядом. Его окружали друзья — учёные, адмиралы, главные конструкторы, кораблестроители, родные.
Николай Петрович Чикер скоропостижно скончался 9 октября 1989 г. в возрасте 79 лет там, где и родился — в посёлке Сиверская под Ленинградом.
По морям и океанам ходит мощное спасательное судно «Николай Чикер» как память о выдающемся организаторе аварийно-спасательного дела нашей Родины — России, человеке, достойном поклонения.

Статьи по теме